Коммунальная энергетика малых городов – где выход?

Резюме экспертной дискуссии в клубе ДеТЭКтор изменений о проблемах тепло- и водоснабжения в малых городах, где нет федеральных РСО.

Предлагали клонировать инженерные команды, выдвигали версии про злодеев, но выбрали легкий путь модернизации (хотя и сравнили его с высадкой на Луну).

Голосовая дискуссия прошла в телеграм 2 июня 2021 года под эгидой клуба ДеТЭКтор изменений. 

 

Если перспективы тепло- и водоснабжения в мегаполисах непросты, но понятны, то в малых городах для модернизации нужны иные управленческие и финансовые технологии. Только ли концессии? Где деньги? Как заинтересовать инвестора? Как менять регуляторику?

 

Михаил Шехтман, НПФ КРУГ:

Кейс Энгельса (модернизация, цифровизация, группа аналитики, револьверные инвестиции – операционный бюджет и кредиты). Как тиражировать:

  • технический мониторинг; обязательность выполнения набора параметров; их анализ, выбор приоритетов; бенчмаркинг
  • НПА с гарантиями возврата инвестиций (как ДПМ)
  • КПЭ для топ-менеджмеров, в т.ч. в МУП
  • гарантии сохранения тарифа с плановым повышением, расходы на эксплуатацию АИС в тариф
    доля государства в модернизации
  • обязательная установка счетчиков
  • факторинг (?)

Согласились:

  • состояние систем водо- и теплоснабжения в некрупных городах близко к катастрофическому
  • огромная неэффективность заложена в тариф (это потенциал)
  • последовательность, мораторий на изменения
  • проектируется на завышенные объемы
  • нельзя снижать тарифы в процессе модернизации
  • инвестор должен надолго ассоциировать себя с городом

 

Александр Вилесов, Т Плюс:

Законодательство по концессиям и альткотельной гарантирует возврат инвестиций; состояние инфраструктуры плохое, но тем быстрее окупаются вложения; коммерческие операторы должны сделать ЖКХ привлекательной сферой бизнеса

 

Виталий Ковальчук, аппарат Правительства:

Все НПА есть, надо выполнять + распространять лучшие практики

 

Ольга Сердюк, Фонд содействия реформированию ЖКХ:

Важны и технологии, и люди; концессия дает лучшие гарантии для инвесторов законодательно; Фонд по поручениям Президента и Правительства с Минстроем разрабатывает механизм долгосрочных льготных займов проектам в ЖКХ

 

Константин Афанасьев, Минстрой России:

Разрабатывают методики индексов функционального и технического состояния для тепло- водоснабжения, водоотведения; проведен НИР, прототип АИС мониторинга теплосетей real time с прогнозированием; в работе ГОСТы в тепле в т.ч. по приборам учета (ТК 393); нужны комплексные программы городов по снижению потерь; от технического аудита, создания расчетно-измерительных областей, установки учета; идти от потребителя к источнику; повысить качество документов терр.планирования и увязать с концепцией развития муниципалитета; финансировать формирование точек роста для запуска модернизации и постоянных улучшений; альткотельная доказала правильность ценообразования «ниже можно, выше нет», тиражировать это, в т.ч. на другие ресурсы

 

Сергей Путин, Росводоканал:

Технологии и продукты для цифровизации понятны, вопрос в мотивации инвестора и заказчика, в последовательности решений и согласованном ответе, «зачем»

 

Гайк Багдасарян, Деловая Россия:

Наделять институты господдержи ЖКХ широкой номенклатурой финансовых инструментов; критична стоимость денег; тарифов далеко не всегда хватает; делить проекты на условно окупаемые и неокупаемые; важно понимать техническое состояние

 

Наталья Каурова, Сбербанк:

Важнее законодательства – осознанность бизнеса, упор на качество человеческого капитала, распространение лучшего опыта; эти параметры можно включать в финмодели; невысокий уровень доходов – нужны модели модернизации без повышения тарифов; новые рабочие места

 

Даниил Гинзбург, «Концессионные решения»:

Инвестиции в инфраструктуру дороги, важна окупаемость; отсчет от потребителя к источнику; тарифы чрезвычайно низкие; проектное финансирование от Минстроя

 

Игорь Скородумов, консультант по когенерации РРЭ:

В регионах реализованы проекты по переходу на когенерацию по правилам РРЭ без роста тарифа (МВФ, ЕБРР); проектный офис IPK BD: недостатки 115-ФЗ, методик ФАС по регулированию когенерации <25 МВт, игнорирование приоритета когенерации ведут к повышению тарифов в проектах модернизации теплоснабжения.

 

Развернутые экспертные реплики:

Константин Афанасьев, консультант Департамента развития ЖКХ Минстрой России:

Минстрой разрабатывает методики определения индексов функционального и технического состояния (ИФТС) систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения муниципальных образований. Проведена научно-исследовательская работа, итогом которой стал прототип автоматизированной программы мониторинга состояния тепловых сетей муниципальных образований в режиме реального времени с возможностью прогнозирования в том числе аварийных ситуаций. Продолжаем и дальше развивать эту тему.

Запущена серьёзная работа по разработке новых ГОСТов в сфере теплоснабжения, в том числе по приборам учёта в тепле на базе ТК 393.

Муниципалитетам нужны комплексные программы по снижению потерь, включающие в себя на первом этапе проведение технического аудита, создание расчетно-измерительных областей и установку приборов учёта. При подготовке комплексных программ необходимо изменить подход, формировать их не от объектов в виде источника теплоснабжения или водозабора и дальше в сторону потребителя, а идти от потребителя к источнику. Необходимо поменять подход к подготовке документов территориального планирования, они должны быть качественно другими и увязанными с адекватной концепцией развития муниципалитета.

Финансовые инструменты для мероприятий реконструкции (модернизации) коммунальной инфраструктуры должны быть направлены не на освоение денег, а на формирование точек роста, которые запустят весь последующий механизм модернизации и работу по реализации программ постоянных улучшений. Опыт реализации “альткотельной” показал правильность выбранного принципа ценообразования (тарифа) «ниже можно, выше нет», тем самым запуская механизм постоянных улучшений. Это и нужно тиражировать и на другие ресурсы.

 

Наталья Каурова, директор проектов ПАО «Сбербанк»

Законодательство вторично, осознанность бизнеса – первична. Осознанному бизнесу и гражданину не нужно директивное регулирование. Достаточно гибких норм и правил. И они уже есть в Библии.

Основной упор должен быть сделан на развитие уровня осознанности, качества человеческого капитала, «клонирование» лучшего опыта, повышение уровня, развитие сознания. Возможно также включение параметров качества человеческого капитала (по Шульцу, он получил Нобелевскую премию) в DCF модели (расчеты методом дисконтированных денежных потоков).

Сегодняшнее мероприятие как раз ценно тем, что позволяет сближать позиции на ранней стадии и просвещать. Спасибо организаторам за площадку, важное дело делаете.

По вопросу собираемости платежей. Важно учитывать уровень доходов домохозяйств в малых городах. Об этом никто не говорит. Но по данным Росстата, он весьма низкий, и расходы на ЖКУ занимают в нем существенную долю. Поэтому если гражданин будет выбирать – купить еду, лекарства или оплатить ЖКУ, полагаю, его выбор будет не в пользу последних. Это факт… и важный параметр DCF…, который нельзя оставлять за скобками!
Нужны такие бизнес-модели, которые без увеличения тарифов позволяют осуществлять инвестиции и создавать новые рабочие места в малых городах. И они есть. А нагружать в текущей ситуации домохозяйства дополнительными расходами – весьма рискованное предположение для системы.

 

Игорь Скородумов, независимый консультант по когенерации на розничных рынках электроэнергии

Решение проблем теплоснабжения в малых городах возможно за счет перехода на комбинированный способ выработки тепловой и электрической энергии.

Предпосылками этому является введение в 2012 году новых правил работы розничных рынков электроэнергии, а также появление после 2011 года высокоэффективных генераторов с рекуперацией избыточного тепла, соответствующих требованиям 3 или 4 класса опасности. Их КПД по электроэнергии выше среднего КПД энергосистемы России (~41%).

Существенной особенностью таких проектов является возможность проводить модернизацию систем теплоснабжения без начального повышения и ускоренного роста тарифов на тепло.

C 2014 года несколько успешных проектов (в т.ч. с финансовой поддержкой МВФ и ЕБРР) реализованы в российских городах с числом жителей от 20 до 100 тыс. человек. В 2020 году в период эпидемии и «разрешения не платить за тепло» один из объектов инвестировал в развитие (сверх затрат на ремонты) 11% от НВВ, не увеличив при этом экономически обоснованный тариф.

По моему личному мнению и мнению коллег из проектного офиса IPK BD, широкому развитию данного подхода мешают ряд факторов:
• отсутствие в приказе ФАС России методики разнесения затрат между теплом и электроэнергией в случае, если электроэнергия продается по свободным ценам на розничном рынке,
• фактический запрет в 115-ФЗ заключать концессионные соглашения одновременно на объект теплоснабжения и объект электрогенерации,
• игнорирование надзорными органами требования по строительству или модернизации источников теплоснабжения мощностью более 5 Гкал в режиме когенерации (тепловые концессии с повышением тарифов на 20-25%, когда можно было без повышения тарифов на когенерации),
• отсутствие в утвержденной методике по разработке схем теплоснабжения методических указаний по порядку подбора основного генерирующего оборудования, работающего по правилам розничного рынка электроэнергии.

 

На фото – иллюстрация к дискуссии, предоставленная (из соцсетей) Михаилом Шехтманом с комментарием “экономика чопика”.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.