Якутия быстрее федерации решила проблему с энергосервисом в жилом фонде. В сентябре 2020 прошла новость, что Правительство Республики Саха (Якутия) одобрило механизм внедрения энергосервисных контрактов в жилом фонде. Закон республики “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности” будет дополнен теперь соответствующей новой статьей. ЭнергиаВита разбирается в вопросе.
Проблема с энергосервисом в МКД в том, что в России, по оценкам Ирины Булгаковой, председателя Экспертного совета Комитета жилищной политики и ЖКХ Госдумы, почти треть населения получают льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. В то же время при заключении энергосервисного контракта, как объясняет Ирина Александровна, плата за энергоресурсы снижается, но появляется плата за энергосервис – а на него нет льгот, и платеж этой категории населения возрастает. Таким образом, льготникам энергосервисный контракт, как и любые виды работ, которые нужно оплачивать, не выгоден. Это является одним из барьеров, возможно, основным, при запуске энергосервиса в жилье.
Как вопрос решили в Якутии?
ЭнергиаВита спросила непосредственного участника событий Владимира Сыромятникова, директора энергосервисной компании “Энергосберегающие технологии”, Якутск, члена Правления Ассоциации энергосервисных компаний РАЭСКО
Такому решению предшествовала большая и последовательная работа. Еще в середине прошлого года по инициативе Главы Республики Айсена Сергеевича Николаева совместно с Правительством Российской Федерации была организована форсайт-сессия с участием представителей федеральных и республиканских властей и бизнеса, в ходе которой были намечены планы работ по внесению изменений в нормативно-правовые акты и законы республики. Специально для этого в Якутии был создан проектный офис, состоящий из специалистов профильных учреждений.
К настоящему моменту республика имеет огромный опыт в нормотворческой работе по энергосервису как на региональном, так и на федеральном уровне. Энергосервис стал одним из приоритетных направлений привлечения частных инвестиций в экономику региона. За это время усовершенствовали нормативно-правовую базу и условия контрактов, защиту интересов инвесторов в проектах ГЧП, что стимулирует повышение качества выполняемых работ и способствует достижению желаемой экономии.
Можно сказать, сейчас сделан очередной рывок в этой части. Он стал результатом интенсивных обсуждений, совещаний и встреч на различных площадках. Министерство ЖКХ и энергетики республики разработало проект изменений в региональный закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, который был согласован всеми профильными министерствами и ведомствами Республики.
Проект предусматривает механизм реализации энергосервисного договора в жилищном фонде. На сегодняшний день в целях социальной защиты населения утверждены льготные тарифы, которые ниже экономически обоснованных. Энергосервис предполагает реализацию энергосберегающих мероприятий за счёт частного инвестора, оплата которой производится от результата этих мероприятий в виде части экономии энергоресурсов по действующему тарифу.
Суть изменений в республиканском законе такова, что экономия субсидии может быть направлена энергосервисной компании. В других регионах России, возможно, порядок возмещения «недополученных доходов» может быть другим.
Наша компания ООО «Энергосберегающие технологии», реализуя энергосервисные контракты в бюджетных учреждениях Якутии с 2011 года, принимает непосредственное активное участие в разработке законодательства об энергосбережении. Мы надеемся, что данный законопроект позволит комплексно подойти к организации энергосберегающих мероприятий с охватом большого количества объектов, нуждающихся в модернизации и ремонте.
Справочно: по данным правительства Республики Саха (Якутия), в настоящее время количество энергосервисных контрактов в регионе составляет 359 единиц в 24 муниципальных образованиях и городских округах, охватывающих 621 объект.
ЭнергиаВита попросила экспертов прокомментировать это решение.
Виталий КОВАЛЬЧУК,
референт Департамента промышленности, энергетики и транспорта Правительства России
Это замечательная правильная история. Жители в Якутии и ряде других северных регионов платят за тепловую энергию значительно ниже обоснованного тарифа, остальное доплачивает бюджет. При реализации мероприятий по энергосбережению за счет снижения потребления тепла образуется экономия в том числе бюджетных средств. Именно ее теперь удастся направить в дело.
Если в обычном случае лишь определенная доля МКД экономически интересна ЭСКО, то с использованием такого механизма – практически все дома, кроме того, снижается срок окупаемости – не 7-10 лет, а 3-4 года.
Для исключения риска нецелевого использования бюджетных средств варианты могут быть разные – привлечение третьей экспертной стороны для верификации экономии, транзитный счет на стороне потребителя и другие.
Этот механизм прекрасно применим в других регионах там, где дорогая гигакалория и платежи населения за тепло субсидируются.
Респект коллегам в Якутии, что додавили эту историю до логического конца. Этим они кратно повысили долю жилищного фонда, годного для энергосервиса.
Ирина БУЛГАКОВА,
председатель Экспертного совета
Комитета жилищной политики и ЖКХ Госдумы
Республика Саха большие молодцы, их решение действительно будет способствовать развитию энергосервиса в жилом секторе в республике. Однако надо понимать специфику северных регионов, где все население – льготники по ЖКУ. pначительная доля тарифа всегда субсидируется. Именно этой субсидии касается принятое решение.
Энергосервисная компания, если выполнила условия, и экономия достигнута, будет получать частичную компенсацию из денег, зарезервированных в бюджете на цели этой субсидии населению.
Отличное решение, но его нельзя распространить на все регионы. Другие северные регионы (например ЯНАО) могут применять такое решение.
Фото: Слава Степанов