Андрей Богатенков. Энергосервис на замене освещения в местах общего пользования МКД – советы заказчику

Собственники квартир рады сэкономить на оплате коммунальных ресурсов, и одна из возможностей – замена освещения в местах общего пользования МКД на энергоэффективное. Такие проекты могут давать до 60% экономии, и для них не обязательно тратить собственные деньги. Разберемся, как подготовить и реализовать энергосервисный контракт на освещении в многоквартирном доме, в том числе, как на уровне региона доработать типовую документацию.

 

 

 

Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности
в бюджетной сфере
и информационных систем

 

Кому будут полезны рекомендации, приведенные ниже?

  • жителям многоквартирных домов, желающих сэкономить на оплате за электроэнергию на освещении мест общего пользования – они могут требовать со своей управляющей компании формирования и обнародования плана по мероприятиям повышения энергоэффективности (чем закреплено это обязательство УК?);
  • управляющим компаниям как потенциальным сторонам энергосервисного договора (контракта);
  • Региональным центрам энергоэффективности и другим ответственным за вопросы повышения энергоэффективности на территории в части подготовки типовой документации в помощь сторонам.

 

Нормативная и законодательная база энергосервиса

  1. Статья 19 федерального закона №261-ФЗ. Важная формулировка: «Предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком». Данный вид контрактов подразумевает и услуги, и строительно-монтажные работы, однако, если указать один из этих пунктов, окажется, что логика контракта не соответствует его предмету.
  2. Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 №636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)» утвердило, как определяется начальная максимальная цена контракта (НМЦК, НМЦД).
  3. Письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 №7122-НП/Д07и «О рекомендуемых формах энергосервисных договоров (контрактов), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем внутреннего освещения, внешнего (уличного) освещения и систем отопления посредством установки индивидуальных тепловых пунктов в жилом секторе и организациях коммунального комплекса»;
  4. Письмо Минэкономразвития России от 07.06.2017 №15627-НП/Д07и «О методических рекомендациях для государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных и автономных учреждений по вопросу подготовки энергосервисных договоров (контрактов)»;
  5. Статья 154 Жилищного кодекса РФ. Плата за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги наравне с платой за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, а также за холодную воду и горячую воду.

Видим, что необходимая законодательная и нормативная база создана. Нет препятствий для заключения энергосервисных контрактов на оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего освещения объектов.

 

Решение общего собрания собственников для заключения энергосервисного контракта в МКД не нужно!

Заключение энергосервисного контракта на оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего освещения (именно такая формулировка правильная) не подпадает под действие статьи 44 ЖК РФ, которая регулирует вопросы, решаемые общим собранием жильцов.

Эти действия являются прямой ответственностью управляющей компании. Если УК государственная (муниципальная), необходимо проведение торгов по федеральному закону №223-ФЗ (по полному циклу, от планирования до закрытия) и заключение государственного (муниципального) энергосервисного контракта. Если частная – она может стать стороной энергосервисного договора.

В настоящее время на территории города Москвы заключена почти 1000 энергосервисных контрактов по внутреннему освещению МОП, начиная с 2014 года. Это позволяет давать определенные рекомендации. В частности, как доработать рекомендованную Минэкономразвития России форму энергосервисного контракта под специфику региона, а заказчикам учесть все необходимое и обезопасить себя от возможных проблем при реализации.

 

Типовая документация на энергосервис на освещении МОП МКД

Важно сделать ссылку на применение расчетно-измерительного способа определения объема потребления энергетического ресурса. Он утвержден приказом Министерства энергетики РФ от 04.02.2016 №67 с Методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Данную методику (раздел по внутреннему освещению) необходимо обязательно включать в состав приложений к контракту, это значительно увеличивает процент проектов, которым суждено жить. Не всегда линии внутреннего освещения выведены на отдельный счётчик, т.е. невозможно взять из показаний учета базовую линию и отчетный уровень потребления, возможно, часть помещений не входят в контракт, и так далее; единственный выход – пользоваться не просто цифрой со счетчика, а расчетами по утвержденной методике

Состав работ и оборудования. В зависимости от потребностей, может включать не только собственно светильники, но и датчики движения, другое инженерное оборудование, а также автоматизированные системы контроля освещения. С учетом текущего разнообразия светильников, датчиков и развития систем управления освещением, цена на полный комплекс работ по модернизации системы внутреннего освещения мест общего пользования кардинально не изменит экономику проекта. Все это необходимо указать в форме приложения к контракту «Перечень энергосберегающих мероприятий».

Срок проведения строительно-монтажных работ. Рекомендуем указывать не более 120 календарных дней от даты заключения контракта, включаем данное требование и в Техническое задание, и в проект контракта.

Режим работы оборудования. Также необходимо оформить в виде приложения к контракту, указав время включения, выключения и снижения мощности по группам светильников, например:

  • Группа 1 – светильники, работающие в темное время суток без снижения мощности (диммирования);
  • Группа 2 – светильники, работающие в темное время для которых предусмотрен режим снижения мощности (диммирования);
  • Группа 3 – светильники, работающие круглосуточно.

Дополнительная экономия. Очень желательно прописать в контракте, как будет распределяться дополнительная экономия, если она возникнет. Причем, чтобы не было лишних разногласий, рекомендуем решение, что вся дополнительная экономия остается у Заказчика работ. Энергосервисная компания при подготовке заявки или заключении договора оценила состав работ, текущее состояние внутреннего освещения МОП и предложила свою цену – процент от экономии. И если такое положение не включить, энергосервисная компания имеет возможность запланировать минимально возможный размер экономии, который в любом случае достигнет, тогда все остальное будет считаться доп.экономией. Такая ситуация менее выгодна заказчику, предполагая минимальные обязанности ЭСКО по экономии, максимальные обязанности Заказчика по платежам. Как говорили в известной рекламе, «Мы не халявщики, мы партнеры!». Вот и энергосервисная компания должна стать для УК настоящим партнером.

Акт приемки монтажа энергосберегающего оборудования. Обязателен для оформления и подписания, проверки качества монтажа и дальнейшего расчета получаемой экономии.

Двухсторонние обязательства Заказчика и Исполнителя. Оформляются в соответствующих разделах контракта.

Переход права собственности. По истечении срока действия Контракта Оборудование, созданное или установленное, включается в состав общего имущества многоквартирного дома в установленном порядке. Оборудование, проектная документация, паспорта и сертификаты на оборудование передаются в Управляющую компанию по акту приема-передачи без дополнительной платы.

Досрочное расторжение. Необходимо расписать, в каких случаях возможно досрочное расторжение контракта, порядок определения остаточной стоимости Оборудования и услуг Исполнителя, иначе придется долго доказывать свою правоту в Арбитражном суде.

Уступка прав требования. Лучше указать, что уступка прав требования допускается, в настоящее время бурно развивается рынок факторинга энергосервисных контрактов, и это может быть выгодно обеим сторонам.  Пример предложения.

Документооборот. Чем точнее распишем сроки и состав документов, которыми обмениваются стороны, тем меньше вероятность оказаться в Арбитражных судах.

 

Состав приложений (рекомендации от эксперт-бюро EnergiaVita)

Приложение № 1 Техническое задание на выполнение электромонтажных работ с целью энергосбережения и повышения энергетической эффективности использования электрической энергии на освещение мест общего пользования многоквартирных домов.

Приложение № 2 Объем потребления электрической энергии Заказчиком за Базисный год.

Приложение № 3 Снабжение МКД и тарификация.

Приложение № 4 Фактическое помесячное (поквартальное) потребление электрической энергии за Базисный год. Показатели экономии электрической энергии (планируемые).

Приложение № 5 Стоимость единицы электрической энергии.

Приложение № 6 Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Приложение № 7 Календарный план выполнения работ.

Приложение № 8 Форма Акта достигнутой экономии электрической энергии.

Приложение № 9 Форма Акта внедрения мероприятий по энергосбережению.

Приложение № 10 Режим работы Оборудования.

Приложение № 11 Форма Акта приема-передачи оборудования.

Приложение № 12 Форма Акта приемки монтажа энергосберегающего оборудования в многоквартирном доме.

Приложение № 13 Методика определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (Утверждена приказом Минэнерго России от 4 февраля 2016 года №67).

 

И последний совет. Необходимо предусмотреть формирование гарантийного или подменного форда оборудования в объеме от 2 до 5% от общего количества светильников. Это позволит службам Заказчика оперативно заменять вышедшее из строя оборудование, без привязки к срокам замены оборудования, прописанным в контракте. Если лимит фонда выбран – в действие вступает Технический регламент гарантийного обслуживания. Если лимит фонда не выбран к окончанию срока действия контракта – остатки фонда возвращаются Исполнителю по Акту.

В следующей статье – про энергосервис по тепловой энергии, также для МКД и бюджетных учреждений.

Если есть вопросы, пишите на stepanova@energiavita.ru, постараемся ответить.

 

Андрей Богатенков. В помощь заказчикам энергосервисных контрактов на внутреннее освещение в бюджетных учреждениях

 

 

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.