Переход МКД Москвы на погодное регулирование отопления – почему это пока невозможно

Одного из коллег задела информация, прозвучавшая на пресс-конференции заместителя Мэра Москвы П.П.Бирюкова 8 октября. Слово Мистеру Х.

По словам заместителя Мэра Москвы П.П.Бирюкова, в течение пяти лет Москва перейдет на автоматическую систему регулирования подачи тепла в МКД в зависимости от погодных условий. Скорее всего, имелась в виду установка автоматизированных узлов управления. 

Автоматизированный узел управления (АУУ) предназначен для автоматического регулирования параметров теплоносителя (температура, давление), поступающего в систему отопления здания. Регулирование производится в соответствии с температурой наружного воздуха: при понижении температуры воздуха температура теплоносителя увеличивается, и наоборот. Также с применением АУУ обеспечивается расчетный перепад давления между подающей и обратной магистралями систем отопления жилой части здания.

Теплоноситель от ЦТП движется через АУУ. Контроллер в составе АУУ имеет предустановленный температурный график, записанный на режимной карте. С помощью датчиков производится сравнение фактической и заданной температуры теплоносителя. С помощью насосов производится смешение теплоносителя из обратной магистрали с теплоносителем из подающей магистрали. Подача теплоносителя регулируется с помощью регулирующего клапана. Перепад давления в системе отопления регулируется с помощью регулятора перепада давления.

ЦТП (центральный тепловой пункт) как один из элементов тепловой сети в поселениях городского типа – связывающее звено между магистральной сетью и распределительными тепловыми сетями, идущими до потребителей.

Значит, нужна соответствующая программа. Из бюджета она не финансируется, как показал анализ источников. Внебюджетное финансирование? Нашелся Комплексный проект по энергосервису в бюджетных учреждениях ЮАО Москвы, мероприятия – организация учета потребляемых ресурсов (установка приборов учета) и установка узла погодного регулирования (АУУ). 

 

Значит, нужна программа по установке АУУ в МКД. Из бюджета она не финансируется, как показывает анализ данных Открытого бюджета города Москвы, Закона о бюджете города Москвы 2019-2021гг., а также нормативных правовых актов Правительства Москвы.

Быть может, за счет внебюджетных источников? Концессия, ГЧП, энергосервисные контракты? Оказывается:

…в настоящее время силами ГКУ «Энергетика» реализуется Комплексный проект по энергосбережению и повышению энергетической эффективности за счет внебюджетных источников в Южном административном округе города Москвы. В пилотном проекте задействовано 36 учреждений бюджетной сферы. Предполагаемый совокупный объем экономии составит до 32 тыс. Гкал тепловой энергии и до 23 млн кВт*ч электрической энергии со дня заключения контракта в течение 7 лет. В рамках Комплексного проекта предполагается заключение таких контрактов в учреждениях социальной сферы, здравоохранения, спорта, образования и социальной защиты. В дальнейшем эта практика будет распространена и на остальные округа столицы.

Видимо данную практику распространили не только на социальные учреждения, но и на МКД. Что подтверждают размещенные на сайтах Управ презентации – О реализации пилотного проекта по энергосбережению и повышению энергетической эффективности за счет внебюджетных источников на территории ЮАО города Москвы. 

То есть МКД не обеспечены ПУ? А расчеты по ним ведутся по нормативу??

Действующее законодательство говорит о единственной возможности энергосервиса в части тепловой энергии – сокращении потребления ресурсов только в местах общего пользования. В соответствии с ЖК РФ, энергосервисные услуги не относятся к ЖКУ. То есть в МКД должен быль 100% индивидуальный учет, плюс утвержденная методика распределения тепловой энергии на МОП, жилые и нежилые помещения. 

Энергосервис (энергосервисный контракт, энергосервисный договор, перфоманс-контракт) – разновидность договорных отношений между поставщиками ресурсов и собственниками помещений в МКД, направленная на снижение потребления энергетических ресурсов посредством внедрения энергосберегающих технологий силами и за счет Исполнителя (энергосервисной компании). Данный вид инвестирования подразумевает, что расчеты с инвестором ведутся только в случае достижения экономии ресурсов и денежных средств на их оплату. Все платежи осуществляются исключительно из средств экономии. По ссылке размещены материалы ГКУ «Энергетика» города Москвы, касающиеся энергосервиса в МКД, но нет итогов реализации вышеупомянутого комплексного проекта.

Однако компания ООО «Энергосбережение» уже заключила, если верить ее сайту, 1200 энергосервисных контрактов по МКД в тепле, несмотря на все сохраняющиеся проблемы.

 

Образец энергосервисного договора, опубликованный на сайте компании, не соответствует рекомендациям федеральных органов власти (письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 № 7122-НП/Д07и «О рекомендуемых формах энергосервисных договоров… посредством установки индивидуальных тепловых пунктов в жилом секторе и организациях коммунального комплекса»). В нем иначе определяется цена договора, а порядок оплаты предусматривает ежемесячный фиксированный платеж, что делает контракт не энергосервисным, а простым инвестиционным. Эта форма контракта никак и никем не утверждена. 

На сайте ООО «Энергосбережение», заключившего 1200 энергосервисных контрактов по МКД в тепле, обратимся к разделу документация в составе:

– образец энергосервисного договора;

– организация и проведение общих собраний собственников МКД;

– документы компании.

Сравним с рекомендациями из письма Минэкономразвития России от 20.03.2017 № 7122-НП/Д07и «О рекомендуемых формах энергосервисных договоров (контрактов), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем внутреннего освещения, внешнего (уличного) освещения и систем отопления посредством установки индивидуальных тепловых пунктов в жилом секторе и организациях коммунального комплекса».

Совпадений и заимствований практически не обнаружено)) Типовая форма энергосервисной компании отличается от рекомендованной Минэкономразвития кардинально.

 

Цена договора:

Минэкономразвити
«8.1. Цена настоящего Договора (Контракта) определяется в виде фиксированного процента экономии, подлежащего уплате Исполнителю по настоящему Договору (Контракту) и составляет:

8.1.1. при фактической величине экономии за очередной отчетный период, равной плановому показателю доли экономии тепловой энергии – ___% (___);

8.1.2. при фактической величине экономии за очередной отчетный период, превышающей плановый показатель доли экономии тепловой энергии – ___% (___) в части, равной плановому показателю доли экономии тепловой энергии, и ___% (___) в части дополнительной экономии, превышающей плановый показатель доли экономии тепловой энергии».

 

ЭСКО
«4.1. Общая величина экономии по Договору определяется как произведение фактического объема полученной экономии тепловой энергии (в Гкал) относительно Базового периода, на тариф на тепловую энергию, действующий в соответствующем месяце экономии, и ориентировочно составляет на дату заключения Договора в год _____________ рублей _____________ копеек, в том числе НДС _____________ рублей _____________ копеек»

Разница налицо.

 

Порядок оплаты:

Минэкономразвития
«9.1. Расчеты по Договору (Контракту) осуществляются по завершении каждого отчетного периода до момента окончания срока его действия согласно пункту 3.1 настоящего Договора (Контракта). Оплата по настоящему Договору (Контракту) производится за счет средств Заказчика путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя на основании подписанного Сторонами Акта о достигнутой экономии тепловой энергии»

ЭСКО
«4.2. Расчетным периодом для определения вознаграждения Исполнителя является календарный месяц. Первым расчетным периодом является первый полный календарный месяц после подписания Акта ввода в эксплуатацию по форме Приложения № 3. Выплата вознаграждения производится в течение всего срока действия настоящего Договора.

4.3.     Оплата вознаграждения Исполнителю производится Заказчиком в форме ежемесячного фиксированного платежа (далее Фиксированный платеж) на банковский счет Исполнителя с окончательным расчетом по итогам каждого полного календарного года исполнения Договора, что соответствует порядку оплаты тепловой энергии поставщику тепловой энергии».

 

Ежемесячный фиксированный платеж? Перед нами простой инвестиционный контракт, а не энергосервисный.


Также, на 
сайте отсутствует распорядительный документ Правительства Москвы об утверждении типовой формы контракта, только старый документ времен Ю.М. Лужкова. Отсутствует типовая форма и на сайте ДЖКХ города Москвы.

 

То есть используемая в проектах типовая форма контракта есть, а ее утверждения нормативно-правовым актом на любом уровне власти города Москвы нет, и федеральным рекомендациям она не соответствует.

Дальнейший анализ показывает, что компания имеет данные по всем МКД о потреблении тепловой энергии за 2015-2017гг. и данные о жалобах жителей по вопросам отопления и начислений, может, это дочернее общество Госжилинспекции?

Утверждается, что данная форма контракта рекомендована ГКУ «Энергетика», однако подтверждающей информации не обнаружено. ГКУ «Энергетика» называется как организация, осуществляющая верификацию результатов,. однако на сайте ГКУ нет ни слова про подобное поручение.

Вернемся к разделу Документация сайта компании, по ссылке на организацию и проведение общих собраний собственников МКД – получаем стандартный лист Вопрос/Ответ, без регламента проведения ОСС и проектов протокола, но все равно, документ интересный:

«2. Варианты выбора для собственников:

а) не принимать никаких действий по модернизации систем отопления.

б) принять решение на общем собрании собственников по установке энергосберегающего оборудования за собственные денежные средства.

в) принять решение на общем собрании собственников по установке энергосберегающего оборудования за привлеченные энергосервисной компанией денежные средства.

По порядку расчетов с собственниками помещений между ООО «Энергосбережение» и ГБУ «МФЦ города Москвы» заключен договор от 13.12.2017 № 211/444140. Начисление платы происходит через ЕПД. Никаких дополнительных платежек оплачивать не требуется. При этом суммарный платеж жителя уменьшится. Платеж за энергосервис будет меньше, чем размер снижения платы за отопление»

Посмотреть бы данный договор, но его нет в сети.

 

«4. По каким критериям мы выбираем МКД для программы?

На основании проведенного анализа данных о потреблении тепловой энергии многоквартирными жилыми домами г. Москвы за 2015-2017 года и сопоставлением полученных результатов с нормативами, статистическими наблюдениями за потреблением тепловой энергии и информацией о жалобах жителей»

Компания имеет данные по всем МКД о потреблении тепловой энергии за 2015-2017гг., более того, данные о жалобах жителей по вопросам отопления и начислений, это дочернее общество Госжилинспекции?

 

«5. Почему не ставим АУУ на весь «куст» домов?

Установка оборудования в других домах либо не требуется (технологически не возможна, либо экономически не целесообразна), либо дом ещё не был обследован. Дома имеют различные схемы теплоснабжения, различный срок эксплуатации систем отопления, в том числе после ремонта, дома имеют разную этажность, различный материал изготовления, различные теплопотери. Мы предлагаем установить автоматические узлы управления (АУУ) только в дома с излишней подачей тепловой энергии в отдельные периоды (с «перетопом»)»

На «куст» АУУ не ставятся, однако в Москве преобладает типовая застройка и на «кусту» под 90% одинаковых МКД.

 

«7. На каком основании и кто предложил заключать такой договор?

Форма энергосервисного договора рекомендована префектурам Москвы профильным Государственным казенным учреждением города Москвы «Энергетика», созданным для методической поддержки, контроля и развития энергосервисных услуг в Москве. С 2013 года энергосервисные договоры в Москве по экономии тепловой энергии заключаются по аналогичной форме»

 

Как так, форма рекомендована, и с 2013 года контракты заключаются по ней. Нигде в источниках нет ни одного энергосервисного контракта по тепловой энергии в МКД до примерно 2017 года. И утвержденная форма энергосервисного контракта по МКД есть только во временах Ю.М.Лужкова, кстати, форма не соответствует и тем временам. На сайте ГКУ «Энергетика» этих документов нет.

Срок окупаемости устанавливается для всех домов одинаковый – 6 лет, что труднообъяснимо, ведь дома разные.

Обещано снижение платежа для льготных категорий граждан, ничем не обоснованное.

Проекты делаются по отдельным домам, а не по «кусту» под ЦТП, и РСО даже не знает об изменении тепловых нагрузок. 

«17. За какой период окупится оборудование? Если окупится раньше, договор сократится?

Срок окупаемости затрат по установке оборудования с учетом текущих расходов по его эксплуатации – 6 лет. Окупаемость рассчитана в течение 6-ти лет с учётом расходов на установку оборудования и затрат на обслуживание, диспетчерскую и сервисные/ремонтные подразделения»

Хм, а почему не 3? 5? 7? А какой % доходности? И почему везде 6 лет, ведь МКД разные по типу, потреблению, нагрузкам…

 

«20. Каков механизм оплаты собственниками вознаграждения Исполнителю? Плата за ЖКУ возрастет?

Оплата энергосервисных услуг осуществляется только в случае достижения экономии, т.е. снижения платежа жителя за отопление. Единственный источник поступления денег ООО «Энергосбережение» – это оплата энергосервисных услуг в виде отчисления жителями части экономии тепла. Никаких дополнительных платежей, помимо отчислений из достигнутой экономии, собственники помещений МКД не делают. Если экономия не будет достигаться, то энергосервисная компания накажет саму себя, т.к. вложенные ею деньги на установку энергосберегающего оборудования не окупятся»

Снова фиксированный платеж!

 

«21. Кто вносит изменения в проектную документацию системы теплоснабжения нашего дома и ЦТП в соответствии с требованиями ГОСТ2.503? Для возможности установки Автоматического узла управления расходом тепловой энергии.

Проектная документация согласовывается с теплоснабжающей компанией. Внесение изменений в паспорт дома относится к компетенции управляющей компании. Проектная документация ЦТП при этом изменений не требует»

Получается, проект согласовывается на соответствие техническим условиям ресурсоснабжающей огранизации (РСО), РСО принимает участие в подписании Акта ввода в эксплуатацию, но никто не сообщает в РСО об изменении нагрузок на МКД и возникает казус ЦТП. ЦТП работает «на куст» МКД по старым данным, то есть выдает в трубу теплоноситель на все МКД по «кусту», корректировка гидравлических режимов не производится.
Вывод прост – энергосервис по теплу, если законодательно урегулируются все вопросы, необходимо делать в целом по «кусту».

 

«32. Я пенсионер и имею льготу на оплату тепла 50%. Тогда зачем мне экономить на отоплении?

Если благодаря экономии потребление тепла снизится на 20%, то платеж за тепло снизится в том числе и у льготных категорий граждан»

Неправда. Если снизится потребление тепла – снизится и размер льготы, расчет прямо пропорциональный. Льготы по оплате энергосервисных услуг не предусмотрены в законодательстве РФ.

 

«33. Кто контролирует размер достигаемой экономии?

Согласно п. 3.1 распоряжения Правительства Москвы от 28.09.2011 № 754-РП основной целью деятельности ГКУ «Энергетика» (подведомственного Департаменту жилищно-коммунального хозяйства г.Москвы) является обеспечение реализации мероприятий, программ и проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Москве. ГКУ «Энергетика» верифицирует акты достигнутой экономии»

Неясно, зачем вопрос. Съем показаний осуществляет УК либо ГБУ «ЕИРЦ города Москвы», тепловая ведомость подписывается УК и направляется в РСО, РСО ее принимает или не принимает, и где в данной цепочке ГКУ «Энергетика»? Далее, в проекте контракта есть раздел по верификации, хотя к нему тоже есть вопросы – есть ГОСТ на верификацию, есть утвержденная методика, к чему велосипед и лишняя организация в документообороте?

В общем, заявления о пятилетней программе по оснащению АУУ МКД в городе Москва не нашли подтверждения.

Если Правительство Москвы рассчитывает оснастить все МКД АУУ за счет энергосервиса, то необходимо первоначально:

  • решить вопросы по корректировке федерального законодательства (пока только МОП); 
  • решить, какая используется документация; 
  • опубликовать результаты комплексного проекта по ЮАО города Москвы для ознакомления профсообщества; 
  • разработать и утвердить программу по установке АУУ. 

И посмотреть на эти 1200 «энергосервисных» контрактов повнимательнее.

 

Если Вам будет интересно – можем в следующей публикации детально проанализировать проекты энергосервисных договоров.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.