Евгений Гашо. Чернобыль — треть века спустя. Шесть мыслей в эпилоге

В недавней колонке Евгений Гашо анонсировал вышедшую в соавторстве с Н.Рогалевым книгу «Чернобыль: треть века спустя». Электронный вариант книги готов, его представляет один из авторов. Как всегда, сохраняем авторский текст до знака.

 

 

 

 

Авторская колонка
Евгений ГАШО,
зав.лабораторией энергосбережения,
доцент НИУ МЭИ, д.т.н.

 

— Почему такой необычный жанр – эмоционально-аналитическое исследование…???

— потому что такое масштабное событие, даже эпопею не охватить только аналитическими обзорами. Слишком много людей было вовлечено в это. Поэтому их мысли, эмоции и взгляды есть важнейшие свидетельства, дополняющие аналитическое видение…

— почему сейчас, треть века спустя…???

— потому что первые годы было не до того.. страна распалась. А со временем оказалось, что ничего не стерлось и не потеряло актуальности. И мы все равно думали собрать вместе разные мысли и воспоминания.. и прошлогодний ажиотаж вокруг фильма еще раз показал, насколько все это актуально

— так все-таки «заурядная» авария или «масштабная»… ???

— «Заурядная» в техническом и статистическом плане, но свезх-масштабна яс социальном, информационном, психологическом разрезе.. в умах людей, в восприятии и воспоминаниях.. Ровно потому, что оказалось памятным и судьбоносным для многих, наполненным трагическими, патриотическими нотками.. Потому что аналитика и информация запаздывали…и мы были уязвимы.

— можно ли выделить что то самое главное в аварии и ее последствиях.. ???

— как и всякое масштабное событие, Чернобыльская авария имеет свой неповторимый «портрет», футуролог С.Переслегин называет его «профилем», он есть в третьей части. Видимо, из этого и можно делать выводы о том, что было важней в начале и потом соответственно. В любом случае во всей Чернобыльской эпопее есть немало белых пятен и их нужно постепенно и поэтапно заполнять..

— вы приводите немало разных мнений… как разобраться, чье объективней… ???

— мы ведь не претендуем на истину в самой последней инстанции – как говорится. Мы рассказывал о том что видели сами, о тех, кого видели и кому доверяем, привели свой инженерный анализ событий. Какие то наши мысли впечатления совпали с тем, что видели другие.. и мы приводим не только мнения.. в книге есть ссылки на реальные фото- и кинодокументы, показания счетчиков, документы

— так зачем и для чего все это написано..???

— чтобы напомнить – как это было, рассказать детям и их друзьям, из живых пока источников, а не по выдумкам. Чтобы понимать причины и осознавать последствия, думать о будущем… Невозможно быть полностью готовыми к экстремальным событиям в будущем, невозможно их предвидеть. Но можно осознавать свою способность справиться с непредвиденным.. потому что мы помним, как это было, и знаем, что справились с беспрецедентным врагом, невидимым и коварным…

 

Открыть книгу на сайте МЭИ

 

Share:

1 thought on “Евгений Гашо. Чернобыль — треть века спустя. Шесть мыслей в эпилоге

  1. Лето 2019 года. Американский телеканал «HBO» совместно с британской телесетью «Sky» снимают и публикуют на «YouTube» телевизионный мини-сериал «Чернобыль». Мною был произведен экспресс-опрос общественного мнения о фильме. Средний возраст аудитории – 25-30 лет. Ответы преимущественно оказались немногословными: «нормально», «прикольно», «можно посмотреть», в отдельных случаях что-то вроде – «понятно, что там наврали, но все равно – интересно, это же просто кино…».
    К сожалению, любовь к искусству падает. Люди стали забывать, что творчество может быть мотивированным, а может быть и немотивированным. В данном контексте мотивацией мы называем преобладание идеи автора и донесения ее до зрителя над заработком. Другими словами, основная задача режиссера (говоря о кино) и других создателей фильма – с помощью затраченных сил и средств получить не экономический эффект (прибыль), а эффект духовный, социальный, политический и пр. Немотивированное кино снимается, как говорится, для потребителя. Основная его задача – прибыль. «Мстители» в очередной раз спасли мир, произведя рекордные сборы. Что же с мотивацией у «Чернобыля»?
    Для приблизительной оценки бюджета сериала не нужно быть крупным специалистом в этой области. К съемкам с энтузиазмом подключился ряд спонсоров – в этом нет никаких сомнений. Доступ к фильму – бесплатный, в кинотеатрах сборов нет, реклама оплачена. Выручка от просмотров на YouTube, разумеется, есть, но для окупаемости ее не хватит. Вывод – фильм скорее мотивированный, что рождает ряд причин для его обсуждения. Если бы о мотивации кино мы задумывались чаще, то такие отзывы, как «прикольно» и «можно глянуть», наверное, слышались бы реже.
    Апрель 2020 года. В свет в электронном варианте выходит книга «Чернобыль. Треть века спустя». Как говорится – каждое действие рождает противодействие. Это не единственное противодействие на безобразие от «HBO», но в высшей степени основательное, ибо за дело взялись настоящие ученые мужи, ликвидаторы аварии.
    От слов автора я узнал, что некоторые из ликвидаторов, чьи воспоминания опубликованы в книге, сомневались в том, что книга нужна, поскольку на общем информационном фоне она будет незаметна. Что такое тысяча читателей против миллиона зрителей за единицу времени? (Кстати говоря, именно наличие таких высказываний заставило меня написать этот краткий отзыв). Отвечаю всем, кто мыслит таким же образом: книга – нужна. Почему и зачем?
    Во-первых, хочется отметить, что в книге для решения поставленных задач авторами образцово применен системный подход, а сама книга может служить учебным пособием по нему. Отсутствие элементарных представлений о том, как следует подходить к делу, оставляет свои следы во всех сферах деятельности – от работы колл-центра мебельного магазина до национальных проектов. Учиться и еще раз учиться…
    Во-вторых, книга послужит руководителем и поможет сэкономить время тем, кто захочет разобраться в чернобыльской теме, актуальность которой, как минимум, не падает.
    В-третьих, почему именно «Чернобыль. Треть века спустя» в этой теме является одним из лучших противодействующим информационным оружием? Опытный спортсмен знает, что позволять сопернику навязывать свои правила игры нельзя. Можно снять фильм в ответ, но они снимут еще три. Необходимо вести борьбу за умы на том интеллектуальном, уровне, на котором противник вести ее не способен. «Чернобыль. Треть века спустя» – тот самый уровень. Возможно, эта книга – пока всего лишь катер на фоне крейсера, однако на борту катера есть система антирадара и бронебойная пушка, которые способны обеспечить пробоину этому «титанику».
    В-четвертых, в книге произведен очередной удар по либералам, «демократическим ценностям», декоммунизаторам, ненавистникам нашей истории и прочей швали, дестабилизирующих умы молодых (и не очень) людей и подвергающих угрозе будущее Российского государства.
    Стоит ли говорить о мотивации авторов? Думаю, что – нет. Спасибо им за труд, коньяк на стол!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.