Концессионные соглашения в теплоснабжении: основы модели

Перед большим количеством муниципальных тепло- и водоснабжающих предприятий стоит сегодня задача поиска инвестора и заключения концессионного соглашения. И хотя в ряде регионов практика уже наработана, по заключению соглашений по-прежнему возникает множество вопросов.

 

 

 

 

Татьяна ШУКЛИНА,
директор Департамента экспертизы тарифов
ООО «Инвест-аудит», г. Пермь

 

Сегодня одним из способов привлечения инвестиций в модернизацию инфраструктуры являются концессионные соглашения. Порядок заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения закреплен федеральным законом №115-ФЗ от 21.07.2005 года «О концессионных соглашениях».

 

Основы концессионной модели

В чем заключаются основные принципы концессии?

Концедент (субъект или муниципальное образование, в собственности которого находится объект концессионного соглашения) передает права пользования этим объектом (в нашем случае активы в системе тепло- водоснабжения). Концессионер строит, модернизирует и эксплуатирует объект концессионного соглашения во время действия соглашения согласно утвержденной программе мероприятий. Объект в свою очередь принадлежит и будет принадлежать концеденту.

Концессионные соглашения могут заключаться как по инициативе организаций, так и по конкурсной процедуре. Форма предложения о заключении концессионного соглашения утверждена постановлением Правительства РФ №300 от 31.03.2015. Заключение концессионного соглашения без проведения конкурса также указано в статье 37 федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

При инициативной концессии собственник объекта обязан предоставить в течение 30 дней по запросу:

  • минимально допустимые плановые значения показателей и долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера;
  • информацию по объему полезного отпуска и ценам на энергетические ресурсы;
  • иные цены, величины, значения, параметры, использование которых для расчета тарифов предусмотрено законодательством в сфере теплоснабжения;
  • сведения о составе имущества и обеспечения доступа для ознакомления указанного лица со схемой теплоснабжения.

В отдельных случаях частная инициатива по заключению концессионного соглашения может быть отклонена, например, в следующих случаях:

  • деятельность лиц, выступивших с инициативой, не допускается в соответствии с законом;
  • объект изъят из оборота или ограничен в обороте;
  • у муниципалитета отсутствуют права собственности на объект;
  • объект является несвободным от прав третьих лиц;
  • у собственника отсутствует ресурсное обеспечение для заключения и исполнения концессионного соглашения на предложенных условиях;
  • объект концессионного соглашения не требует создания или реконструкции;
  • лицо, выступающее с инициативой, отказалось от ведения переговоров по изменению предложенных условий концессионного соглашения;
  • в результате переговоров стороны не достигли согласия по условиям концессионного соглашения.

Необходимо отметить, что для потенциального инвестора при инициативной концессии есть риски, т.к. отсутствует компенсация расходов на подготовку документов, и при размещении информации в сети интернет может появиться второй участник, желающий заключить концессионное соглашение, и тогда возможно проведение конкурса, и соответственно, заключение концессионного соглашения с другим участником, а не с лицом-инициатором.

В целом, срок заключения концессии занимает 4-5 месяцев.

 

Алгоритм заключения концессионного соглашения

Для заключения инициативного концессионного соглашения необходимо пройти следующие этапы:

  1. Анализ правоустанавливающих документов
  2. Подготовка отчета о техническом обследовании объектов системы теплоснабжения, актуализация схемы теплоснабжения
  3. Подготовка и внесение частной инициативы
  4. Размещение заявки в сети интернет
  5. Заключение концессионного соглашения.

 

Концессионное соглашение может быть заключено также в конкурсном порядке. В таком случае проводится анализ правоустанавливающих документов, готовится отчет о техническом обследовании объектов системы теплоснабжения (водоснабжения), актуализация схемы теплоснабжения, а также формируется задание для концессионера. Также учитываются данные прогноза потребления тепловой энергии.

 

Задание должно содержать:

  • величины необходимой мощности (нагрузки) сетей и сооружений в определенных точках подключения;
  • сроки ввода мощностей в эксплуатацию и вывода их из эксплуатации.

Задание, при этом, не должно содержать перечня основных мероприятий и характеристик. Их должен предложить участник конкурса, они становятся частью конкурсной документации и включаются затем в инвестпрограмму концессионера.

При конкурсе алгоритм заключения соглашения, следующий:

  • Анализ правоустанавливающих документов
  • Подготовка отчета о техническом обследовании объектов системы теплоснабжения, актуализация схемы теплоснабжения
  • Размещение перечня объектов концессионного соглашения в сети интернет
  • Подготовка, утверждение решения и конкурсной документации
  • Проведение конкурсных процедур
  • Заключение концессионного соглашения.

Срок заключения концессионного соглашения в таком порядке может составлять до 7 месяцев.

 

Необходимые составляющие концессионного соглашения

Как в случае инициативной концессии, так и в случае заключения концессии в конкурсном порядке, концессионное соглашение подписывается субъектом РФ, на территории которого находятся объекты концессионного соглашения. Согласование концессионного соглашения перед подписанием со стороны субъекта проводится с уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ.

Мероприятиями концессионных соглашений, например, для теплоснабжения, могут быть:

  • строительство (перекладка/модернизация) тепловых сетей
  • перевод в водогрейный режим паровых котлов
  • строительство модульных зданий ЦТП
  • реконструкция водоподготовительной установки котельной
  • и др.

Концессионные соглашения заключаются с целью повышения надежности системы теплоснабжения, оптимизации системы теплоснабжения населенных пунктов, модернизации объектов теплоснабжения, снижения прироста задолженности за топливо и электроэнергию, обеспечения потребителей качественной услугой.

Концессионное соглашение содержит такие пункты как описание объекта, срок действия договорённости, концессионная плата, включая размеры, периодичность и формы оплаты, плата концедента, включая размеры, структуру платежей на модернизацию или строительство объекта ЖКХ и его эксплуатацию, условия, при которых может произойти досрочное расторжение, способы разрешения противоречий; банковские гарантии, реквизиты и подписи сторон – инвестора, муниципалитета и субъекта РФ.

В приложениях к концессионному соглашению закрепляются:

  • перечень имущества,
  • инвестиционная программа и мероприятия, которые должны быть исполнены,
  • нормативно-правовой акт по утвержденным тарифам для концедента,
  • порядок и условия возмещения расходов концедента и концессионера,
  • задание для выполнения задач и достижения целевых показателей,
  • объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения.

При этом важно при разработке концессионного соглашения углубленно проработать вопросы по:

  • базовому уровню операционных расходов
  • нормативу удельного расхода на отпущенную тепловую энергию
  • нормативу технологических потерь тепловой энергии
  • нормативу удельного расхода электрической энергии на выработку тепловой энергии
  • нормативному уровню прибыли
  • объему полезного отпуска тепловой энергии,

Это необходимо сделать в связи с тем, что данные показатели будут играть главную роль в долгосрочной перспективе при выполнении инвестпрограммы. В ситуациях, когда эти параметры не изучены в полной мере, возникает риск убытков теплоснабжающей организации.

Нужно иметь в виду, что при заключении концессионного соглашения в порядке конкурсной процедуры могут быть выставлены условия, которые не под силу для небольших теплоснабжающих организаций, в связи с чем они не смогут заявиться.

 

Бесхозяйные объекты

При заключении концессионного соглашения необходимо обратить внимание на вероятность выявления бесхозяйных объектов. В таком случае, и если эти выявленные бесхозяйные объекты технологически связаны с объектами соглашения, концедент обязан в течение 6 месяцев с даты их выявления провести в отношении них кадастровые работы, обеспечить внесение сведений об объектах в Государственный кадастр недвижимости, поставить их на учет в органах регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними как бесхозяйные.

Концедент также обязан обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности на такие объекты не позднее чем на третий рабочий день по истечение одного года с момента постановки бесхозяйного объекта на учет, в установленном порядке оформить право муниципальной собственности, после чего передать их Концессионеру во владение и пользование с оформлением акта приема – передачи и включения в состав объекта соглашения путем оформления дополнительного соглашения.

Экономически обоснованные расходы на содержание таких объектов подлежат учету в тарифах концессионера в соответствии с основами ценообразовании в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством.

Таким образом, в случае выявления бесхозяйных сетей при передаче объектов теплоснабжения в концессию необходимо, чтобы концедент (органы местного самоуправления) обязательно составил дополнительное соглашение, включив туда выявленные объекты и расходы на них, а также объемы потерь тепловой энергии. Иначе концессионер будет нести убытки, не имея возможности заявить в орган регулирования тарифов расходы на содержание сетей, которые не учитывались при заключении КС, а также расходы на компенсацию потерь в сетях.

Учитывая технологическую сложность и высокую стоимость коммунальной инфраструктуры, а также важность теплоснабжения для жизнедеятельности городов и поселений, долгосрочный характер соглашений, их заключение требует серьезной проработки и учета определенных особенностей. Тогда для теплоснабжающих организаций будет финансовая заинтересованность в участии в таких проектах.

 

Больше материалов о концессиях

 

Коммунальная энергетика малых городов – где выход?

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.