Итоги 2020 года в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности глазами одного из координаторов процесса на уровне Правительства РФ.
Материал подготовлен в рамках совместного проекта Teplovichok и EnergiaVita по энергосбережению и повышению энергоэффективности, декабрь 2020.
Виталий КОВАЛЬЧУК,
референт Департамента промышленности,
энергетики и транспорта
Правительства Российской Федерации
Садясь подводить итоги года, к сожалению, в целом по ситуации вынужден констатировать – слова «не случилось» в области энергосбережения звучат гораздо чаще их противоположности. Наверное, можно отнести это и к «трудному году», но мне кажется, причина в другом. Несмотря на то, что достаточно много было реализовано успешных инициатив, базовые сюжеты, способные кардинально изменить ситуацию – не случились.
Напомню ключевые направления, над которыми идет работа в части регулирования повышения энергоэффективности.
1.Прежде всего, это Комплексный план мероприятий повышения энергоэффективности экономики. Основополагающий документ, который охватывает все направления, механизмы, показатели в увязке с экологической повесткой, цифровизацией и т.д. Очевидно, он требует пересмотра, его новая редакция определит на 3-5 лет направление госполитики. Пока эта новая редакция, максимально нацеленная на результат и реализацию конкретных инициатив, не случилась.
2.Совершенствование механизма региональных и муниципальных программ энергосбережения. Проект постановления Правительства дорабатывается, и он достаточно сильно совершенствует и систему показателей, и структуру программ. Что-то упрощает, но в целом систематизирует работу для интеграции с ГИС «Энергоэффективность» и всей системой принятия решений на соответствующих уровнях.
3.Целевые показатели по энергоэффективности для бюджетных учреждений – требования по снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими энергоресурсов и воды. Приняты соответствующие постановления, разработана методика. Пока неясно, насколько созданная система «выстрелила», результаты исполнения и, самое главное, последствия мы сможем увидеть только в следующем году, когда полноценно заработает ГИС «Энергоэффективность», в которой должна собираться и обрабатываться вся соответствующая информация. В целом расцениваю эту работу как большой шаг вперед, но доработки требует создание системы мониторинга и контроля целевых показателей.
4.По состоянию на дату написания этих слов не случилась еще и сама ГИС «Энергоэффективность». И хотя остается надежда, что до конца года она будет введена в эксплуатацию, пока этот важнейший отраслевой ресурс не работает и не стал центральной точкой сборки всей деятельности в области энергосбережения и активным инструментарием для принятия управленческих решений. Что наводит на грустные размышления.
(30 декабря подписаны акты о принятии новой ГИС – прим.ред.)
5.Пока также не случился, хотя сдвинулся, хочется надеяться, вопрос применения энергосервиса в МКД, давно ждем соответствующих изменений в Жилищный кодекс и федеральный закон № 261-ФЗ. Этот законопроект уже 5 лет переживает родовые муки, но станет мощнейшим стимулом для прихода частных инвестиций в энергосбережение в жилом секторе, так как помимо целого ряда уточнений законодательства, он призван устранить главный барьер для инвестиций, а именно, учет энергосервисного контракта при расчете льгот потребителей.
6.Радует, что уполномоченный орган практикует вовлечение общественных объединений, таких как РАЭСКО, НОЭ и других – их компетенции очень нужны, и они будут услышаны. Однако не могу сказать, что качественное и системное усиление роли экспертного сообщества в вопросах выработки и реализации государственной политики в области энергосбережения произошло, а лично у меня были очень большие надежды на такое развитие событий. Какие бы умные и адекватные чиновники ни были, все равно основные экспертные компетенции сосредоточены в профессиональном сообществе. И хотя в этом году продолжалась консолидация «здоровых» сил вокруг НОЭ, к сожалению, не получилось существенно повысить вовлеченность профсообщества в реализацию госполитики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Необходимо упомянуть еще несколько направлений, по которым продолжается работа, и мы надеемся на результат в 2021 году, но скорее воспринимать это надо не как достижения, а еще как стоящие задачи.
Именно отраслевые общественные организации активно двигают вопрос создания Совета профессиональных квалификаций по энергоэффективности и экологии, что даст старт разработке соответствующих профессиональных стандартов и их внедрению.
Еще одна тема – повышение энергоэффективности уличного освещения, в том числе с привлечением механизмов энергосервиса, однако не только их. Также здесь поддержка перехода на многотарифное меню, использование нового оборудования и технологий и так далее. Ключевая роль в реализации недавно принятого распоряжения Правительства – за Минэкономразвития России.
Минэкономразвития и Минпромторг России должны актуализировать перечень энергоэффективного оборудования и технологий, внедрение которых дает налоговые льготы (постановление Правительства РФ № 600).
Ожидаем, что в течение ближайших года-двух появится программа максимального вовлечения в оборот вторичных материальных ресурсов, и это прямая связка с повышением энергоэффективности. Пока этот блок больше ориентирован на экологию, но эти истории тесно пересекаются, и в субъектах РФ также придется включать эти мероприятия в программы и планы деятельности.
Продолжит развиваться тема зеленой энергетики. Прежде всего – нормативное регулирование микророзницы ВИЭ (постановление Правительства с регулированием всех взаимоотношений дорабатывается). Плюс появился план развития водородной энергетики в России, здесь тоже много пересечений с политикой энергоэффективности, это новые виды энергоресурсов и в целом реструктуризация сектора энергетики.
Конечно, есть место и оптимизму. Внушает надежду драйв, который появился в Минэкономразвития России по итогам смены руководства профильного Департамента. За последние пару месяцев было сделано многое, что раньше никак не получалось сдвинуть с места, сдвинулись несколько проектов документов, которые давно «буксовали» на стадии разработки (те же изменения в требования к программам энергосбережения, предложения по формализации подготовки предложений и внесению изменений в перечень энергоэффективного оборудования и технологий, по которым предоставляются налоговые льготы, и т.д.). Радует работа министерства, которая ведется с региональными центрами энергосбережения, прежде всего через соцсети и соответствующие группы в мессенджерах.
Резюмируя, хочется отметить. «Не случилось» – это не повод искать виноватых или посыпать голову пеплом. «Не случилось» – это прежде всего шанс провести трезвый анализ, понять ошибки и причины неудач, сделать выводы и двигаться вперед с утроенной энергией и «на результат».
С новым, наступающим годом всех нас! Желаю всем успехов в следующем году.
Все статьи проекта в виде пдф-журнала вы сможете найти в телеграм-каналах Teplovichok и ЭнергоА++
с 9 января 2021 года.
Смотреть другие статьи проекта
Открыть электронный пдф-журнал со всеми материалами проекта