Николай Дрига. Анализ ситуации и предложения по развитию микрогенерации в России

 

 

 

 

 

 

 

Николай ДРИГА,
Технический Директор ООО «СолнцаДом»

 

С начала фактической работы законодательства о микрогенерации, которое позволяет продавать излишки собственной энергии в сеть, прошло уже достаточно времени, чтобы подвести определённые итоги (многие десятки реальных объектов при непосредственном участии автора данной статьи).

 

Сложившаяся ситуация с микрогенерацией в России

  1. Законодательство — работает, но процесс оформления объектов микрогенерации (ОМГ) почти повсеместно искусственно усложняется региональными сетевыми и энергосбытовыми компаниями, зачастую — с прямыми нарушениями законодательства.
  2. Увеличение стоимости технологического присоединения абсолютно негативно сказалось на динамике присоединения ОМГ, поскольку даже в случае, когда потребителю не требуется ни первичного технологического присоединения энергопринимающих устройств (ЭПУ), ни увеличения мощности ЭПУ, а требуется лишь оформить присоединение ОМГ с микроскопическими затратами со стороны сетевой компании — потребитель вынужден оплачивать полную стоимость, как за первичное присоединение своих ЭПУ к сетям, что является прямой дискриминацией собственников ОМГ.
  3. С ростом тарифов для объектов малого и среднего бизнеса в южных регионах страны до 12-15 руб/кВт*ч наблюдается значительный рост спроса со стороны таких объектов всех форм собственности в целях радикального сокращения, а в некоторых случаях, даже полного обнуления затрат на энергоснабжение.
  4. На фоне сохраняющегося десятилетиями дефицита мощности в ряде южных регионов страны (например, в Краснодарском крае), который каждый год обостряется именно при наплыве миллионов отдыхающих и при наступлении жары, призывы местных властей к ограничению включения кондиционеров летом звучат просто смешно, поскольку именно в это самое время всегда имеется огромное количество солнечной энергии, которую просто надо более широко использовать для снижения остроты данной проблемы.
  5. Дальнейшая либерализация законодательства о микрогенерации способна без значительных вложений со стороны бюджета страны и без огромных затрат сетевых компаний на развитие и обновление инфраструктуры (которые всё равно не успевают это делать, откуда и сохранение дефицита мощности), позволит гораздо быстрее решать целый ряд проблем системы энергоснабжения за счёт и во благо самих потребителей.

 

Предложения по развитию микрогенерации

  1. Увеличить мощность генерации избытка в сеть с 15 кВт до 150 кВт (на первом этапе – хотя бы в энергодефицитных регионах страны). Для этого внести соответствующие изменения в текст «Закона об электроэнергетике» и в постановление Правительства № 861.
  2. В случае технологического присоединения объектов микрогенерации (ОМГ) мощностью до 15 кВт у потребителя, энергопринимающие устройства которого (ЭПУ) ранее уже были присоединены и при этом не требуется увеличения мощности ЭПУ – рассмотреть возможность введения уведомительного принципа, когда потребитель обязан через свой личный кабинет (ЛК) в сетевой компании лишь уведомить сетевую компанию своим заявлением по форме, утверждённой Правительством, и приложить соответствующий минимальный комплект сканированных копий или фото документов, а сетевая компания обязана в установленные сроки произвести регистрацию ОМГ. Срок регистрации таких ОМГ сократить с 30 дней до 15 (там просто нечего делать целый месяц).
  3. В нормативных документах (постановление Правительства №861) обязать гарантирующих поставщиков (ГП) от момента получения документов от сетевой компании о присоединении ОМГ в срок не более 5 рабочих дней автоматически передавать на подписание заявителю Договор купли-продажи энергии с возможностью удалённого подписания через ЛК потребителя на сайте ГП.
    Сейчас эта процедура может затягиваться со стороны ГП до бесконечности, а само подписание производится обычно только на бумаге, что противоречит политике государства по переходу к цифровому документообороту.
  1. Однозначно указать в ППРФ№861, что вне зависимости от сроков фактического подписания сторонами Договора купли-продажи энергии, ГП всегда ОБЯЗАН вести учёт генерации избытка энергии в сеть с момента пописания Акта ввода в эксплуатацию (проверки) двунаправленного прибора учёта на ОМГ заявителя.
    Сейчас ГП ведут начало учёта продажи избытка энергии, генерируемой ОМГ в сеть, от момента подписания сторонами Договора купли-продажи.
  1. Ввести принцип «одного окна» по регистрации всех объектов микрогенерации через сайт Госуслуг с единым стандартизированным инструментарием, с возможностью оперативного дополнения Заявки недостающими документами и с возможностью оперативного обмена сообщениями (оповещениями, замечаниями и пояснениями) через личный кабинет (ЛК), внести дополнения в ППРФ №861 и обязать сетевые компании отвечать на любые обращения собственников ОМГ через такой ЛК в течение одного рабочего дня,
  2. Исключить любую иную форму подачи Заявки на техприсоединение ОМГ, кроме оформления через ЛК на сайте Госуслуг.
  3. При регистрации ЛК потребителя (заявителя) на сайте Госуслуг – только единожды требовать от Заявителя вносить все ключевые документы (о собственности, паспорт или регистрационные документы юридического лица и тп), чтобы исключить повторную подачу тех же самых документов при последующей подаче Заявки на технологическое присоединение ОМГ. Для этого — внести соответствующие изменения в текст ППРФ №861.
  4. Разработать и утвердить единую Форму Плана расположения ЭПУ в максимально упрощённом виде (сейчас в этом вопросе — полная неразбериха).Любой пользователь должен иметь возможность самостоятельно её сделать. Для примера — взять скрин-шот с экрана компьютера из любой карты местности с указанием улиц и с фактическим расположением ОМГ, дорисовать стрелку и три буквы к ней — «ЭПУ», вставить картинку в стандартный файл текстового редактора Word, дописать снизу или сверху картинки «ЭПУ объекта по адресу г. Краснодар, ул. Северная 235» – и всё!
  1. Все актуальные типовые формы документов, необходимые для регистрации ОМГ, с примерами их заполнения — разместить в соответствующем разделе для ОМГ на сайте Госуслуг.
  2. В тексте ППРФ №861 прямо расписать все требования по объёму проектирования для ОМГ до 150 кВт мощности ЭПУ включительно, которые должны быть самыми минимальными и полностью исключать необходимость привлечения специализированных проектных компаний.
    Сейчас по Градостроительному Кодексу не требуется проектирование только для индивидуальных жилых домов физических лиц, а для всех прочих объектов — должно производиться, но для объектов до 150 кВт мощности ЭПУ — фактически в упрощенном варианте, в ППРФ №861 есть соответствующие исключения для ОМГ. Но, поскольку отсутствует детализация требуемого объема проектирования, сетевые компании трактуют эту ситуацию как необходимость полноформатного проектирования с привлечением специализированных проектных компаний с членством в СРО, что неизбежно ведёт к необоснованно высокой стоимости такого проектирования (до сотен тысяч рублей).
    При этом, в любом Руководстве на инвертор у производителя всегда есть схема подключения к промышленной сети объекта, которая является типовой.  С технической точки зрения, любое подключение современных сетевых и гибридных инверторов, способных продавать избыток энергии в сеть, никак вообще не изменяет схему внешнего электроснабжения сетевой компании, а при отключении внешней электрической сети — подача напряжения во внешнюю сеть (продажа избытка) становится  в принципе технически невозможной, поскольку любой тип таких инверторов физически жёстко привязан к параметрам внешней сети, которая используется как опорная.

 

  1. Распространить упрощённый вариант проектирования в случае техприсоединения ОМГ до 600 кВт мощности ЭПУ включительно, если не требуется одновременного увеличения мощности ЭПУ.
    Для этого — внести соответствующие изменения в текст ППРФ №861.
  2. Внести поправки в текст ППРФ №861, в которых указать, что при наличии всех обязательных документов, которые уже предоставил Заявитель, сетевая компания обязана произвести регистрацию техприсоединения ОМГ строго в сроки, указанные в ППРФ №861, а все дополнительные или сопутствующие вопросы (пояснения или дополнения от Заявителя и тп) обязаны обсуждаться с Заявителем и решаться сетевой компанией в процессе регистрации через ЛК Заявителя без права задержки по срокам.
  3. В случае нарушения сетевой компанией установленных сроков регистрации ОМГ — считать это тяжким нарушением антимонопольного законодательства, влекущим за собой автоматическое и неотвратимое возбуждение дела со стороны ФАС (после подачи соответствующего Заявления от пострадавшего). При рассмотрении таких дел, когда не требуется увеличение мощности ЭПУ –  законодательно обязать ФАС производить рассмотрение таких дел в ускоренном порядке и в строго ограниченные законом сроки (например, не более 1 месяца в общей сложности до момента принятия окончательного судебного решения),
  4. Приравнять все ОМГ к льготной категории потребителей в случае отсутствия необходимости увеличения мощности ЭПУ.
  5. Законодательно установить возможность годового сальдирования с ежемесячным авансированием со стороны потребителя по среднемесячным расчётным показателям предыдущего отчётного периода (один год, с 1 января по 31 декабря включительно). На период начала работы системы при новом техприсоединении ОМГ — исходить из среднемесячных объёмов потребления энергии Заявителем за любое предыдущее полугодие от момента, когда сетевой компанией был установлен двунаправленный прибор учёта на ОМГ (на выбор самого потребителя) — 1-е либо 2-е полугодие года.
    При этом, Заявитель должен иметь право выбора периода сальдирования – помесячное либо годовое. Заявитель также должен иметь право отказаться от оплаты ему излишков при выборе им варианта годового сальдирования, что позволит (де-юре) исключить факт продажи и всю финасовую составляющую с необходимостью последующей уплаты каких-либо налогов.  То есть, таким  образом дать возможность ОМГ использовать только годовое сальдирование, когда избыток (если он возникнет по году) — будет просто «подарком» для энергоснабжающей организации, не подлежащим вообще никакой оплате.
  1. Рассмотреть возможность дополнения базовых терминов и формулировок в тексте «Закона об электроэнергетике» и постановления Правительства №861. В случае присоединения ОМГ у потребителя, энергопринимающие устройства которого ранее уже были присоединены и при этом не требуется увеличения мощности ЭПУ — вместо «технологического присоединения» – ввести  термин «регистрация ОМГ».
  2. С целью популяризации энергосбережения с помощью ВИЭ — внести изменения и дополнения в действующие законодательные акты по теме энергосбережения, которые обяжут Министерство энергетики и региональные органы власти дополнить уже существующие и будущие планы мероприятий обязательной серией регулярных информационных семинаров для малого и среднего бизнеса и для населения по теме работы законодательства о микрогенерации и вообще по теме энергосбережения и энергоэффективных технологий с привлечением, в том числе, и представителей отечественных производителей соответствующего оборудования, а также экспертов в данной области, в том числе, и от аккредитованных этими же отечественными производителями организаций, имеющих наиболее полезный практический опыт по внедрению энергоэффективных решений с использованием ВИЭ. В идеале — тему энергосбережения (в том числе, с помощью ВИЭ) через Министерство образования в обязательном порядке включить в программы среднего образования в школах, а также в системе высшего образования — для учебных программ любого ВУЗа.
  3. Внести изменения и дополнения в действующее законодательство в части энергосбережения и в соответствующие подзаконные акты, которые будут иметь целью организацию и проведение местными органами власти планомерной работы с банками, федеральными и региональными органами власти по разработке целевых программ стимулирования и развития микрогенерации, например, с компенсацией части затрат на оборудование, которые ранее уже понёс потребитель, но – при условии объективного достижения плановых показателей по энергосбережению в течение минимум 1-2 лет после фактического начала работы оборудования (эти показатели перед этим — разработать и утвердить с привлечением компетентных специалистов).
  4. На рынке микрогенерации также требуются длинные кредитные продукты на любые цели энергосбережения, не только для микрогенераторов (до 10-20 лет, если речь идёт о солнечных электростанциях), с возможностью (как вариант) компенсации части бенковского процента из бюджета при условии достижения плановых показателей энергосбережения, Предлагаю законодателям разработать дополнения к действующему законодательству, которые будут прямо стимулировать банковский сектор к разработке и предложению подобных продуктов. На рынке только-только лишь начали появляться лизинговые продукты, это направление также предлагаю стимулировать и развивать с помощью совершенствования законодательной базы.
  5. В случае, когда у потребителя есть несколько объектов в одной сетевой компании и в одной же энергосбытовой компании, обязать первые и вторые консолидировать все объекты воедино и вести единый баланс по совокупной сальдировке по всем объектам такого потребителя одновременно. Сейчас имеет место ситуация, когда такой потребитель имеет большую площадь удобной кровли для монтажа солнечных панелей, желание и финансовую возможность поставить (например) большую СЭС на своём объекте, но тут потребление – относительно низкое, а на другом его объекте — физически отсутствует возможность по размещению мощной СЭС, но имеется наиболее высокое потребление. Сейчас просто невозможно решить данную проблему! И такие примеры уже есть!
  6. В случае, когда объект имеет точку разграничения балансовой принадлежности на присоединении по 10 кВ, но физическое присоединение энергопринимающих устройств и весь учёт осуществляется уже ПОСЛЕ понижающей трансформаторной подстанции, находящейся в собственности потребителя, именно по «низкой» стороне напряжения (0,4 кВ) — однозначно квалифицировать данный объект в качестве ОМГ. Для этого — внести соответствующие уточнения и поправки в текст ППРФ 861. В настоящее время сетевые компании просто отказывают в техприсоединении таких ОМГ.Вариант решения данной проблемы — в такой формулировке объекта микрогенерации:

    объект микрогенерации – объект по производству электрической энергии, принадлежащий на праве собственности или ином законном основании потребителю электрической энергии, энергопринимающие устройства которого технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства с уровнем напряжения до 10000 вольт при условии установки приборов учёта на 0,4 кВ, функционирующий в том числе на основе использования возобновляемых источников энергии и используемый указанным потребителем для производства электрической энергии в целях удовлетворения собственных бытовых и (или) производственных нужд, а также в целях продажи в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков, в случае, если объем выдачи электрической энергии таким объектом по производству электрической энергии в электрическую сеть не превышает величину максимальной присоединенной мощности энергопринимающих устройств указанного потребителя и составляет не более 150 киловатт и если для выдачи электрической энергии такого объекта в электрическую сеть не используется электрическое оборудование, предназначенное для обслуживания более одного помещения в здании, в том числе входящее в состав общего имущества многоквартирного дома;

 

  1. Предлагаю законодателям также рассмотреть вопрос об обязательном использовании солнечных систем с АКБ, а также солнечных световодов типа https://solatube.su/ (не требующих вообще никакой энергии для обеспечения естественным дневным освещением любых внутренних помещений в больших зданиях) – в торговых центрах, больницах, других зданиях с массовым пребыванием людей. Подобные решения, кроме сокращения затрат, помогут сохранить жизни людей в случае пожара.
  2. Разработать Федеральную целевую программу «Миллион солнечных крыш к 2030 году». В рамках исполнения программы обязать в проекты вновь строящихся зданий и сооружений вносить обязательное использование энергоэффективного оборудования и ВИЭ (возобновляемых источников энергии) и энергоэффективных строительных технологий.
  3. Разработать и внедрить Федеральную программу энергосбережения (или изменить и дополнить существующие), в соответствии с которой ежегодно с помощью всех современных энергоэффективных технологий, в том числе – с применением ВИЭ, должна на определённую долю снижаться энергоемкость всей экономики и системы ЖКХ (в том числе), а местные власти – обязаны будут иметь реальные планы энергосбережения и отвечать должностью и «карманом» за их исполнение.
  4. Разработать и внедрить систему дополнительных налоговых льгот для энергоэффективных домов, зданий и сооружений, и в целом — для любых предприятий.

Фото с сайта http://www.сам-себе-электростанция.рф

 

Больше статей по теме ВИЭ

 

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.