Постановление № 1289 – как организовать работу в регионе. Часть 1. Актуализация программ энергосбережения

Правительство установило новые требования к бюджетным учреждениям не только по снижению потребления энергетических ресурсов и воды, но и по заключению энергосервисных контрактов. Как организовать работу на уровне региона?

 

 

 

Павел КАРАСТЕЛИН,
колумнист EnergiaVita,
начальник отдела координации проектов
СПбГБУ «Центр энергосбережения»

 

Постановление Правительства РФ от 7 октября 2019 г. № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды» накладывает на организации, финансируемые из бюджетов различных уровней, организации с участием государства новые обязательства по повышению энергетической эффективности.

Постановление № 1289 достаточно последовательно и предусматривает комплекс взаимосвязанных мер, которые в итоге должны дать желаемый результат по снижению потребления энергоресурсов в бюджетном секторе. Как же его реализовать на региональном уровне?

 

Что необходимо сделать по постановлению №1289

В настоящее время общественное обсуждение проходит документ, изменяющий контрольные сроки. Так, главные распорядители бюджетных средство (ГРБС) должны будут установить своим подведомственным бюджетным учреждениям целевой уровень снижения потребления ресурсов к 30 сентября 2020 года. А срок утверждения методических рекомендаций Минэкономразвития России по определению потенциала снижения учреждениями объема потребляемых ресурсов и воды перенесен на 15 июля 2020.

Именно с этой даты в регионах начнется активная работа по реализации Постановления №1289. Но готовиться к ней необходимо уже сейчас.

Кратко напомню о трех основных направлениях, предусмотренных в постановлении:

  1. Установление целевого уровня снижения потребления ресурсов для бюджетных учреждений. Обязанность возложена на главных распорядителей бюджетных средств в отношении находящихся в их ведении организаций. Срок – до 30.09.2020.
  2. Разработка или корректировка ранее утвержденных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности со стороны бюджетных организаций. Срок не указан, можно предположить, что завершить корректировку программ необходимо до начала первого трехлетнего периода реализации, т.е. до 2021 года.
  3. Бюджетные организации обязаны осуществить действия, направленные на заключение энергосервисного контракта в случае, если мероприятия утвержденной программы не обеспечены бюджетным финансированием.

Вопрос, волнующий многие уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ – как этот процесс организовать на уровне региона?

 

Формальный подход

Самый простой вариант для уполномоченных на региональном уровне – поставить каждому уровню соответствующую задачу «обеспечить в срок»:

а) ГРБС – в части определения целевых показателей;

б) Организациям – в части корректировки программ и заключения энергосервисных контрактов.

Как вариант временного решения проблемы по своевременному реагированию на правительственные поручения – вполне нормальный выход из положения. Однако будет ли такой подход результативным? Ответ очевиден – нет!

 

Установление целевых показателей снижения потребления энергетических ресурсов

Краеугольным камнем Постановления № 1289 являются Методические рекомендации. Именно там будут заложены принципы определения целевых показателей снижения потребления ресурсов для Организаций. В завершающей стадии эксперты видели этот документ насчитывающим 110 страниц, 80 из которых – формулы.

Разобраться в последовательности «определения потенциала снижения потребления», «определения целевого уровня снижения потребления ресурсов на трехлетний период», «установления целевого уровня снижения потребления» с привязкой к функционально-типологическим группам объектов и прочим специфическим особенностям представляется задачей совсем не простой даже для подготовленных специалистов. Что уж говорить о штатных сотрудниках школ и детских садов, которым, если пойти по формальному пути, это и «прилетит» на исполнение.

Кроме того, есть вопросы и к данным. Источником информации для определения потенциала энергосбережения являются декларации о потреблении энергетических ресурсов. А базовым годом, по отношению к показателям которого на 3-летний период в 2020 году устанавливается целевой уровень снижения потребления ресурсов, является 2019 год. По стечению же обстоятельств, декларационная компания 2019 года проходит более напряженно, чем во все предыдущие годы вместе взятые. То есть качество сбора данных и качество самих данных неоднозначно. При этом срок реализации данного направления работ для ГРБС – 2,5 месяца (с 15 июля до 30 сентября).

Перекладывать вопросы установления целевых показателей на ГРБС и их подведомственные организации рискованно!

Если не организовать работу по определению целевых показателей централизованно на уровне субъекта, то результат будет непрогнозируемый, неконтролируемый и абсолютно непрозрачный.

 

Корректировка программ энергосбережения

Разработка/корректировка программ энергосбережения для достижения установленных целевых показателей снижения потребления ресурсов – следующий шаг в реализации Постановления № 1289. При этом необходимо учитывать:

а) массовый характер предполагаемой работы на уровне субъектов (достаточно посмотреть на количество всех подведомственных организаций по субъекту);

б) аналогичный в недалеком прошлом опыт организации работы с проведением энергообследований;

в) платность услуги.

Сроки окончания работ в Постановлении № 1289 не указаны, если предположить, что это 31 декабря 2020 года, то у Организаций и ГРБС будет ровно три месяца от даты установления целевых показателей (с 01 октября по 31 декабря).

С учетом регламентных сроков проведения конкурсных процедур (аукцион не рассматриваем), времени на организацию процесса совсем не много.

И снова, целесообразно централизованно организовать эту работу на уровне уполномоченного органа в субъекте.

 

В следующей статье Павел Сергеевич Карастелин рассмотрит обязанность учреждений по заключению энергосервисных контрактов, возникающую вследствие постановления №1289.

 

Другие статьи автора:

Павел Карастелин. Алгоритм реализации энергосервисного контракта

 

Павел Карастелин. Риски и сложности при заключении энергосервисного контракта

 

Также по теме:

 

Что меняется для бюджетных учреждений в сфере энергоэффективности с принятием постановления №1289?

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.