Читаем проект нового Комплексного плана повышения энергоэффективности экономики

Много амбиций, интеграция с другими ведомствами, больше ограничений и требований, новые финансовые механизмы. Кто из ФОИВ испугается и будет против? Посмотрим.

 

 

 

 

Мария СТЕПАНОВА,
директор Эксперт-бюро «ЭнергиаВита»

 

Комплексный план повышения энергоэффективности экономики России обновлен! Минэкономразвития направило его проект в ФОИВы, а мы имеем возможность его изучить, сравнить с предыдущими намерениями и распоряжениями и представить, что нас ждет.

Считаю, план смелый. Не столько по показателям, сколько по амбициям его таким согласовать. Да одна эта амбиция стоит того, чтобы отдали в Минэкономразвития функцию формирования госполитики энергоэффективности. Правильно сделали. Вот так и должен думать уполномоченный орган – интегрировать разные направления и инструменты госполитики, привлекать другие ведомства, сводить воедино, вшивать в разные документы и предлагать новые механизмы.

Если коротко – необычная для последних государственных документов интеграция различных направлений; новые финансовые инструменты; заметно больше требований и ограничений, чем в предыдущей версии. Впечатление, что не побоялись вложить в правительственный документ многолетние рекомендации отраслевых сообществ и площадок, которые, мы уже привыкли, годами оставались уделом отраслевых экспертов и не были услышаны на уровне лиц, принимающих решения.

В чем-то мы были готовы заранее, из выступлений представителей Департамента энергоэффективности Минэкономразвития в СМИ, в чем-то удивились. Скорее, приятно удивились.

41 страница. 77 мероприятия в 13 разделах.

Основной показатель результативности – снижение энергоемкости ВВП за счет технологического фактора (к 2030 году на 20% по сравнению с 2017). В прошлой версии Комплексного плана (распоряжение №703-р) была цель 1,5% в год.

Указывается, что цель должна достигаться усилением государственной политики в сфере энергосбережения в секторах экономики с наибольшим объемом потребления энергии. Таковыми признаются 4 сектора:

  • электроэнергетика и теплоэнергетика,
  • обрабатывающая промышленность,
  • транспорт,
  • сектор зданий и ЖКХ.

В прошлой версии это были «предприятия промышленности, регулируемые организации, организации с государственным участием, организации бюджетной сферы, многоквартирные дома».

Повышение энергетической эффективности бюджетного сектора рассматривается в контексте снижения прямых расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, пусть это не самая большая доля расходов.

Что бросилось в глаза при первом прочтении.

 

Интеграция энергоэффективности в госполитику

Мы давно говорим, что энергоэффективность – макроэкономическая категория, которая характеризует любую экономическую систему и может быть как ее характеристикой, так и рычагом для изменения (как управляемой, так и управляющей), и точно не может выступать и рассматриваться изолированно. И в данном документе это полностью отражено, что возможно сделать именно и исключительно из позиции планового органа, каковым является Минэкономразвития России. Ни одно отраслевое ведомство такой план предложить бы не могло.

С какими направлениями и инструментами госполитики предложено интегрировать госполитику энергоэффективности:

  • Климат и Парижское соглашение – упоминаются как обоснование и в этом контексте приводятся ожидаемые результаты
  • Циклическая экономика – использование вторичных ресурсов, трейд-ин для транспорта.
  • Цифровизация – в части АИС по интеллектуальному учета и новых планов на ГИС Энергоэффективность.
  • ДПМ. В разделе «Энергоэффективная электроэнергетика» единственное мероприятие – это совершенствование порядка и критериев конкурентного отбора проектов модернизации тепловой генерации, направленное на стимулирование внедрения парогазовых технологий и развитие когенерации.
  • НДТ. Природоохранное законодательство и переход на технологическое нормирование на основе наилучших доступных технологий и через несколько лет остается нововведением для российской промышленности, которое до сих пор некоторые пытаются оспаривать. Потеря времени. Минэкономразвития в проекте Комплексного плана предлагает актуализировать справочники НДТ в части дополнения показателями энергоэффективности, в частности, обновить «горизонтальный» ИТС48 по энергоэффективности в части утилизации вторичных энергоресурсов с расчетом комплекса экономических и экологических эффектов.
  • Стандартизация (упоминаются и новые ГОСТ Р, и работа в рамках ЕАЭС, и ужесточение требований к проектированию).
  • Тарифы (формирование консолидированных фондов из тарифных надбавок как инструмент финансирования, сохранение неизменных тарифов на срок энергосервисного контракта для РСО, выступающих ЭСКО).
  • Налоги (дифференцированный налог на имущество в отношении  зданий бюджетных учреждений в зависимости от класса энергетической эффективности).
  • Урбанистика, назовем так несколько направлений, важных для развития современных городов. Здесь и транспорт, которому посвящен отдельный раздел из нескольких мероприятий, и строительство (ужесточение норм и регламентов, требований к зданиям, кнут и пряник – ограничения и создание рынка, капитализирующего усилия по повышению энергоэффективности).
  • Госзакупки (ужесточение требований)
  • И даже законодательство по конкуренции – с его помощью предложено давать государственные и муниципальные преференции для производства энергоэффективной продукции, ВИЭ и иной энергоэффективной деятельности.

 

При условии отзывчивости и вовлеченности участвующих федеральных ведомств, план может обрасти и новыми блоками, потому что энергоэффективность сегодня должна и может быть встроена во все сферы деятельности.

 

Сектора влияния комплексного плана

Охвачены:

  • бюджетная сфера (100%-й учет, единые требования и функции регцентров, их финансирование из госпрограммы, требования к программам энергосбережения бюджетных учреждений, разработка типового набора энергосберегающих мероприятий и обеспечение их источниками финансирования, введение в бюджетных учреждениях энергоменежеров!), в части общественных зданий – капитализация энергоэффективности, запреты, программа строительства «нулевых» зданий
  • жилищный сектор, МКД (100%-й учет, повышенные требования, типовые мероприятия, рынок энергоэффективных зданий, обязательный энергоаудит при определении класса энергоэффективности для МКД при новом строительстве, отдельный подраздел по энергоэффективному капитальному ремонту, программа строительства «нулевых» домов)
  • электроэнергетика (в части ДПМ) и теплоэнергетика (приоритет когенерации вплоть до запрета строительства новых котельных в зоне эффективного теплоснабжения, льготное кредитование для перекладки сетей, стимулирование перехода на закрытые системы в городах 500k+)
  • промышленный сектор (НДТ, плата за превышение предельных значений показателей энергоэффективности промышленных технологий, утилизация тепла и использования вторичных энергоресурсов)
  • продукция и материалы (повышенные требования к стройматериалам и изоляции, к энергопотребляющим устройствам, к зданиям, к тепловой защите зданий)
  • транспорт (ограничение срока эксплуатации, механизмы трейд ин, комплексная программа модернизации пассажирского транспорта в городских агломерациях,

 

Финансирование энергоэффективных мероприятий

Предложены иногда нетривиальные источники финансирования.

Из традиционных. Через госпрограмму (теперь энергоэффективность оформлена подпрограммой Д в госпрограмме «Экономическое развитие и инновационная экономика») предложено финансировать автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления энергетических ресурсов и воды, мероприятия по реализации типовых энергоэффективных проектов в государственных (муниципальных) учреждениях, а также, впервые за более чем 10 лет, финансировать деятельность региональных центров энергосбережения.

Не забыт энергосервис. Ускорение оборачиваемости активов за счет факторинга (при условии заключения контрактов жизненного цикла), сокращение размера и срока финансового обеспечения при заключении энергосервисного контракта, компенсация убытков ЭСКО при необходимости приведения объекта в нормативной состояние, привод РСО в энергосервис (регуляторные соглашения и сохранение достигнутой экономии в тарифе).

Из менее ожидаемых источников финансирования – сильное решение открыть доступ энергоэффективным проектам к набирающему силу «зеленому» финансированию, объемы и рынки которого будут расти, а ставки должны быть весьма привлекательными, в т.ч. за рубежом. Создавать консолидированные фонды (по сути, револьверные) софинансирования проектов, в т.ч. в регионах, в т.ч. за счет тарифных надбавок. Уже упоминавшиеся льготы по налогу на имущество на энергоэффективное жилье и общественные здания. Государственное льготное кредитование приобретения энергоэффективного жилья у застройщиков, а также ИЖС. Поддержка субъектов МСП, реализующих мероприятия по энергосбережению.

 

Пропаганда энергоэффективности

Достаточно сказать три названия – «Почта России», «Мои документы» и портал госуслуг – именно через них предложено информировать население о необходимости и возможностях повышения энергоэффективности.

А еще рейтинг субъектов РФ по энергоэффективности))) Предлагаю сразу отдать АСИ, они справятся, субъекты бегом побегут повышать.

 

Учет

Пора упомянуть намерение добиться 100-процентного учета потребления энергоресурсов и воды, не указано, в каких конкретно сферах – подразумеваем, во всех – это самый первый раздел плана.

Кроме того, внедрение автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления в бюджетном секторе; разобраться с порядком оплаты за отопление с использованием приборов учета в МКД; снять ограничения по способам индивидуального учета тепла и обеспечить возможности индивидуального регулирования теплопотребления в МКД; развитие интеллектуального учета; ужесточение норм при проектировании и требований к УК.

Отдельно стоит сказать о планах интеграции ГИС ЭЭ и системы ФГИС «Аршин» в части данных о наличии и состоянии приборов учета в бюджетных учреждениях.

Кроме стимулирования и регулирования предлагается также ужесточить штрафы за несоблюдение требований по наличию приборов учета, а из этих сумм через консолидированные фонды финансировать новые установки ПУ.

 

Больше запретов и требований к энергоэффективности

Запретов и ограничений ощутимо больше, чем в предыдущем Комплексном плане (распоряжение 703-р).

  • Проектирование и строительство МКД без автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления.
  • Проектирование вертикальной разводки инженерных систем отопления в МКД.
  • Строительство МКД без автоматизированного погодного регулирования теплопотребления.
  • Строительство новых котельных при наличии свободной тепловой мощности ТЭЦ в зоне эффективного теплоснабжения.
  • Формирование перечня товаров и технологий, имеющих низкую энергетическую эффективность и последующий запрет их к производству и обороту.

 

Не план, а пир духа. Жаль, таким мы его вряд ли еще увидим. Согласующие ФОИВы испугаются, поправят по делу и не очень, уйдут от ответственности, снизят планку. Но подход к снаряду отличный. Надо на всех уровнях учиться планировать дерзко, ставить цели ближе и круче. Именно такого и ждут от сводного планового органа.

Однако, даже оставив за скобками сложности межведомственных согласований, даже если этот проект был бы принят в таком виде, и этого мало. Надо еще, чтобы дали над ним поработать несколько лет. А когда постоянно меняются команды и условия, страдают преемственность и последовательность, и мы каждый раз с новым замиранием дыхания встречаем новые планы, очаровываемся сначала и разочаровываемся потом.

Этот отличный, давайте лет пять его будем реализовывать без революций? Иногда кажется, это важнее, чем собственно самые позитивные планы — сделать его главным пунктом «дайте поработать».

 

Открыть документ

Это официальная версия, ушедшая в ФОИВ и опубликованная на сайте Минэкономразвития.

4 thoughts on “Читаем проект нового Комплексного плана повышения энергоэффективности экономики

  1. Насчет проекта нового Комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности Российской Федерации (далее – Комплексный план) автор статьи неоправданно оптимистичен. В частности, об этом свидетельствуют слова «план смелый», «много амбиций», «не план, а пир духа».
    И не одного критического замечания.
    Хотя в том виде, в котором представлен проект Комплексного плана, он больше напоминает «сборную солянку», чем сбалансированный документ, который будет реально работать.
    Причем многие пункты Комплексного плана явно «перекошены» и зачастую противоречат друг другу.

    Например:

    1) Как справедливо отметил автор статьи, в проекте Комплексного плана очень много внимания уделяется запретам и ограничениям. Но сами запреты и ограничения зачастую просто не продуманы и сформулированы по принципу «стричь всех под одну гребенку».
    а) В частности, запрет на поставку энергоресурсов и воды в здания без приборов учета (начиная с 2025 года). .Но при этом, никак не оговаривается что в здании должна быть физическая возможность для установки приборов учета (тепловая энергия, электроэнергия, вода, газ). То есть, согласно данного запрета в Комплексном плане, здания, у которых просто отсутствует физическая возможность для установки приборов учета, останутся без электроэнергии, тепловой энергии, воды и газа.
    То есть, по сути, такие здания превратятся в пещеры без света, тепла и воды, а жители таких зданий вернутся к уровню существования доисторического человека. Будут жечь костры из мебели (свет, тепло и приготовление пищи) и за водой идти к ближайшему водоему.
    Романтика, однако! Жители таких зданий будут просто плясать от восторга!
    И это все из-за непродуманного пункта 6 в Комплексном плане.
    б) Или запрет на строительство на строительство многоквартирных домов без автоматизированных узлов управления и регулирования потребления тепловой энергии в зависимости от изменения температуры наружного воздуха.
    Ну а если здание имеет децентрализованную систему теплоснабжения (от индивидуальных квартирных котлоагрегатов или крышных котельных)? В которой управление и регулирование потребление теплоты на здание осуществляется непосредственно котлами.
    Получается в этом случае, согласно Комплексного плана, придется отдельно устанавливать автоматизированные узлы управления и регулирования потребления тепловой энергии, несмотря на то, что это мероприятие относится только к централизованным системам теплоснабжения.
    Получается что и этот пункт 37 Комплексного плана нормально не продуман.

  2. 2) Или пункт 13 Комплексного плана «Введение запрета на проектирование и строительство многоквартирных домов без автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления энергетических ресурсов и воды в многоквартирных домах, включающих общедомовые и индивидуальные приборы учета потребления энергетических ресурсов», который на 100% противоречит пункту 64:
    «Создание возможности определения объема потребления электрической энергии расчетно-измерительным способом в случае наличия приборов учета потребления энергетических ресурсов и воды».

    Спрашивается, зачем?

    Сказано об обязательной установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления энергетических ресурсов и воды в многоквартирных домах.
    Но через несколько пунктов, также сказано, что при наличии приборов учета определять потребление электроэнергии можно расчетным способом.
    Где логика и здравый смысл?
    Если имеются приборы учета, то и определять потребление энергоресурсов и воды необходимо по их показаниям.
    И какой смысл, вкладывать деньги в установку систем учета, если в дальнейшем потребление энергоресурсов будет определяться расчетно-измерительным способом?

    3) Или пункт 27 Комплексного плана «Внесение изменений в Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. №18, Требования энергетической эффективности, утвержденные Приказом Минстроя России от 17 декабря №1550/пр в части ужесточения требований к сопротивлению теплопередаче ограждающих конструкций».
    Но эти нормативные документы, на которые ссылается Комплексный план в настоящее время уже не действуют (привет от «регуляторной гильотины»).
    И Минстрою России совместно с Минэкономразвития России необходимо не вносить изменения в недействующие нормативные документы, а заново разрабатывать новые Постановления и Приказы аналогичного характера.
    А в Комплексном плане это не отражено, то есть никак не учитывается реальная ситуация с нормативно-правовыми актами в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

    И таких недостатков, «ляпов» и «косяков» в проекте Комплексного плана НУ ОЧЕНЬ МНОГО. Я даже десятой части не привел в своих комментариях,
    И все эти недостатки, «ляпы» и «косяки» весьма резко смазывают общее впечатление от Комплексного плана.
    И проект Комплексного плана необходимо еще дорабатывать и дорабатывать. Причем специалистам-энергетикам, а не чиновникам из Минэкономразвития России и/или Минстроя России. Чиновники всех противоречий и недостатков проекта Комплексного плана просто не увидят.

    Так что, пусть Комплексный план необходимо сделать реальным документом, с которым возможно нормально работать.
    И только после доработки и устранения всех недостатков, «ляпов» и «косяков» данного нормативного документа, можно будет говорить «этот отличный, давайте лет пять его будем реализовывать без революций». Или предлагать «сделать его главным пунктом «дайте поработать».
    А пока автор статьи просто выдает желаемое за действительное.

    1. Константин Борисович, спасибо за ваши комментарии!
      Что касается расчетно-измерительного метода и приборов учета — могу ответить. В этих пунктах объект управления разный. Приборы и расчеты по ним за ресурсы нужны везде, пишет Комплексный план.
      А расчетно-измерительный метод — это для энергосервиса, которые не только и чаще вообще не в МКД. Там часто бывает, что приборы есть, но учитывают круг объектов шире, чем подвергаются модернизации по эско, т.е. их «показания не показательны». Например, меняют освещение, а на ПУ еще и бытовые и офисные приборы. Вот чтобы выделить цифру потребления на освещение, нужен расчетно-измерительный метод.
      Скоро на нашем ютюб-канале появится видеоинтервью с Алексеем Туликовым, генеральным директором РАЭСКО, где мы каждый пункт Комплексного плана в разделе «Энергосервис» разбираем, там и об этом речь идет.
      М.Степанова

  3. По поводу ПРОЕКТА очередного Комплексного плана повышения энергоэффективности экономики.
    В нем полностью сохраняется идеологическая основа существующей монопольной энергетики РФ, а именно наличие неоправданных рыночных стимулов для производителей энергоресурсов к увеличению объемов поставки энергии для конечного потребителя. Иначе говоря, очередной Проект призывает к борьбе за энергоэффективность, сохраняя для производителей энергоресурсов условие, что идеология их благополучия в «не ограниченном увеличении объемов поставки энергии для отечественного конечного потребителя».
    План следует дополнить следующим разделом «Повышение эффективности конечного использования энергии», в котором предусмотреть:
    1.Принятие единого закона об энергетическом хозяйстве России.
    2. В нем ввести, хотя бы два условия:
    2.1. Энергоэффективность экономики страны определяется повышением эффективности конечного использования энергии, а также управления спросом на энергию, т.к. в настоящее время спектр любых других воздействий на условия поставки и распределения энергии непосредственно в ТЭК РФ сводится практически к строительству новых мощностей.
    2.2. Создание условий реальной конкуренции в сетевом хозяйстве, а именно, когда расходы эффективной сетевой организации образуют масштаб для исчисления размера платы за пользование сетями, т.е. сетевые организации оценивают по критерию затрат, взамен существующего у нас государственного, т.е. тарифного регулирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.