Андрей Богатенков. Комплексный план 2.0

Минэкономразвития России опубликовало и разослало по ФОИВ проект обновленного Комплексного плана повышения энергоэффективности экономики России. ЭнергиаВита собирает экспертные мнения по этому документу.

 

 

 

Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности
в бюджетной сфере
и информационных систем

 

Профессиональное сообщество и бюджетный сектор экономики дождались дальнейшего движения госполитики по нашей многострадальной сфере – энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Минэкономразвития России вынес на согласование в ФОИВ обновленный комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации.

Как уже описывали документ коллеги, это новый подход к построению плана, который затрагивает межведомственное взаимодействие, с чем стандартно у нас бывают проблемы. Но однозначно, по качеству формирования и проработки предложений документ превосходит ранее выпущенные в мир НПА. Хотя, с учетом опыта и наблюдения за прохождением НПА через процессы согласований и утверждений, мы понимаем, что до 50% от перечня мероприятий могут быть исключены, просто хотелось бы, чтобы основные сутевые моменты сохранились и были утверждены.

Не буду расписывать плюсы и минусы  мероприятий, отмечу, что действительно хотелось бы увидеть в итоговом утвержденном документе:

  1. 100% учет потребления ресурсов и воды по бюджетным учреждениям. Однако не обязательна в каждом учреждении АИИС, достаточно на региональном уровне или уровне местного самоуправления систем коммерческого учета для бюджетного сектора (только не забывать про порядок отнесения систем учета к коммерческим и про стоимость этого процесса). Это проще, надежнее и экономичнее. Плюс, это станет предпосылкой для заключения КЖЦ на эксплуатацию приборов учета.
  2. Интеграция ФГИС «Аршин» и ГИС «Энергоэффективность», идея классная, с учетом дальнейшей интеграции с операторами коммерческого учета (см. п.2) можно получить срез данных по текущему уровню плановых и внеплановых поверок приборов учета… Вот только в ГИС они зачем? Они нужны потребителю, потребитель для оперативного управления должен видеть эти данные в системе коммерческого учета (АИИС) и планировать работы, а в ГИС Энергоэффективность выдавать данные о количестве ПУ, по типам, направлениям ресурсов, отношению к коммерческому учету. И ФГИС «Аршин» (в открытой части) пока не очень клиентоориентирована, поиски по поверителям, номерам ПУ… а хочется по адресу из ФИАС.
  3. В электроэнергетику напрашиваются мероприятия по системам накопления энергии и выдаче излишков в сеть, ведь когенерационная установка может перекрывать текущий уровень потребления.
  4. Раздел “Продукция и материалы”: очень хотелось бы увидеть внесения изменений по нормам освещенности и пусковым токам, а также распространение действий по ограничению применения определенных осветительных устройств, ламп, не только по бюджетному сектору, но и по остальным секторам экономики.
  5. Транспорт: ограничение закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ ниже определенного класса не увидел… для снижения уровня выбросов и движения к Парижскому соглашению.
  6. Жилье. Класс нужно подтверждать через пару лет после ввода в эксплуатацию, на дату ввода достаточно фиксировать класс по проектной документации. За пару лет дом отстоится, можно спокойно проводить тепловизионную съемку в рамках энергообследования. Везде установка АУУ – это нонсенс, зачем забывать про ИТП, БИТП, регулирование по ЦТП?
  7. Сохранение уровня необходимой выручки ресурсоснабжающих организаций при проведении с использованием их средств энергоэффективного капремонта в многоквартирных домах – за что им такое счастье? И при чем здесь недополученная выручка РСО или их выпадающие доходы?
  8. Создание правового механизма стимулирования энергосервисной деятельности посредством увеличения оборотного капитала энергосервисных компаний за счет факторингового финансирования при условии заключения контракта жизненного цикла. Как-то непонятно, что имелось ввиду, передача прав (факторинг) в рамках энергосервисного контракта работает без постороннего вмешательства, если это предусмотрено контрактом. КЖЦ подразумевает эксплуатацию, а энергосервис только гарантию. Все работает, мое мнение, не нужно дополнительно регулировать.
  9. Создание правового механизма сохранения в тарифе на тепловую энергию достигнутой в результате реализации энергосберегающих мероприятий экономии посредством заключения регуляторного соглашения – также все работает, только надо применять. Если не изменяет память – ст.25 261-ФЗ, ПП РФ № 340, экономия фиксируется на срок 5-7 лет, в электрике до 10 лет.
  10. Также считаю, не нужно детализировать условия энергосервисных контрактов, ГРБС или регион с учетом своей специфики могут самостоятельно расписать условия по компенсациям. Не надо ломать то, что уже работает.
  11. Что касается региональных центров – все по делу, поддерживаю, главное, чтоб осталось.

В сухом остатке, да, нравится, есть где поработать в части уточнений формулировок, но не нужно ломать (вносить изменения) в то, что уже работает.

Ждем итог.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.