Что надо знать муниципальному заказчику, чтобы правильно подготовить пакет документов для заключения энергосервисного контракта по 44-ФЗ – рекомендации практиков и конкретные примеры из опыта энергосервисной компании по замене освещения.
Евгений БОБКОВ,
Генеральный директор
ООО «ПрофЭСКО»
История энергосервиса в его современном понимании в России не насчитывает и десяти лет. Более-менее активно первые контракты с муниципалитетами стали заключаться с 2012 года.
Сырая законодательная база, курирование узкопрофильными ведомствами, недостаток компетенций с обеих сторон сделки, в ряде случаев «ушлость» коммерсантов, непрозрачность сделок, дороговизна качественных светильников и многие другие факторы привели к появлению проблемных контрактов.
Реноме энергосервиса как комплекса услуг и работ, направленных на повышение энергетической эффективности и снижение затрат заказчика на энергоресурсы, пошатнулось, доверие у администраций муниципалитетов пропало. Однако, ряд факторов, произошедших в последние годы, способствуют изменению ситуации в лучшую сторону.
Я бы отнес сюда:
- Высокую цену на электроэнергию.
- Низкую (для России) ключевую ставку = дешевые деньги.
- Оптимизацию стоимости оборудования.
- Усовершенствование законодательной базы.
- Переход энергосервиса в зону ответственности Минэкономразвития России.
- Рост компетентности как специалистов рынка, так и сотрудников муниципальных администраций, а также сотрудников контролирующих органов (прежде всего УФАС).
Но есть и негативный фактор: далеко не все чиновники знают, что такое энергосервис. А из тех, кто в курсе, далеко не все готовы довериться этому механизму и предпочитают менять по 10-15% от всего фонда светильников в год за счет прямых закупок из бюджета.
Однако, находятся те, кто готов и хочет самостоятельно изучить вопрос, подготовить и провести конкурс, выбрать подходящего исполнителя и привлечь в регион инвестиции, за короткий срок сделав свое муниципальное образование светлее, комфортнее, современнее и энергоэффективнее. Для этого необходимо знать, на что обратить внимание при подготовке конкурса по энергосервису.
Первое. Нормативные документы, регулирующие энергосервис
Во-первых, очень важно учесть, какими документами нужно руководствоваться при подготовке конкурса по энергосервису.
Базовые:
- Статья 108 федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которая объясняет, что есть энергосервис.
- Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 г. №636, где даны сведения о содержании конкурсной документации.
- Приказ Минэнерго России от 04.02.2016 г. №67, в котором вводится расчетно-измерительный способ и даются указания, как надо считать потребление до и после модернизации, в зависимости от наличия или отсутствия на объекте приборов учета.
- Статья № 72 Бюджетного кодекса РФ, которая регулирует все контракты, срок действия которых превышает период бюджетирования (условно, более 3-х лет).
Второе. Разбираемся с НМЦК (начальной максимальной ценой контракта)
Есть три способа определения цены контракта, согласно п. 3 ст.108 федерального закона №44‑ФЗ. Статья, кроме определения НМЦК, описывает три условия, одно из которых должно содержаться в конкурсной документации.
Для заказчика наиболее выгодными и понятными являются условия 1 и 2, так как по ним цена контракта определяется жестко в денежном выражении и не может быть превышена в течение всего срока контракта. Эта цифра попадает в бюджетные лимиты и будет выбираться в течение срока действия энергосервисного контракта (ЭСК). Если тариф на энергоресурс будет расти, заказчик досрочно выплатит эту сумму (обычно до 3-4 месяцев до завершения контракта), и в следующие периоды будет происходить достижение экономии с подписанием актов, но уже без оплаты. Вся экономия останется в бюджете.
Пункт 3 статьи 3 позволяет выбирать деньги исполнителю, пока не будет достигнута экономия в натуральном выражении (кВт*ч). Таким образом, последние 3-4 месяца сумма выплат превысит сумму, с которой исполнитель победил в закупке. Как правило, это превышение находится в пределах до 15% от цены контракта и зависит от сезона года. Летом меньше, зимой больше. В любом случае такое превышение не может быть выше НМЦК конкурса. Эти деньги вам или вашим наследникам придется изыскивать из других источников и статей.
Зачем же нужен этот 3-й пункт? Он применим в тех случаях, когда заказчик:
- Имеет маленькое базовое потребление, от которого считается экономия. Допустим, в базовом году ночью имели место отключения уличного освещения с целью экономии и/или далеко не все светильники работали исправно.
- Имеет потребность в дополнительных мероприятиях в части уличного освещения. К предмету энергосервиса это не относится, но на практике встречается сплошь и рядом. Когда за счет инвестора решается не только проблема замены светильников один в один, но и устанавливаются дополнительные светильники, там, где их сейчас нет, меняется голый провод на СИП, меняются старые кронштейны, устанавливается система управления и учета.
Если денег здесь и сейчас на подобные мероприятия в бюджете нет, третий вариант – рабочий. Выбор за заказчиком.
Но есть особенность, на которую стоит обратить внимание. В пункте 10 части 3 статьи 108 говорится о том, что победителем по данному критерию будет тот участник, который отдаст больший процент от экономии заказчику. И здесь есть свои хитрости.
Пример
Разберем на конкретном примере, пусть НМЦК составляет 100 млн рублей. Предложения на конкурс подали 2 участника. Первый выходит на конкурс с современными, высокоэффективными светильниками (смотрим на показатель светоотдачи с 1 Вт). Он дает больший процент экономии, но и светильник у него дороже. Второй выходит с не самыми технически эффективными, но более дешевыми светильниками.
НМЦК – (экономия – экономия * % от экономии исполнителю)
Предложение № 1
100 млн – (70 млн – 70 млн * 99%) = 99,3 млн
Предложение № 2
100 млн – (50 млн – 50 млн * 85%) = 92,5 млн
Победит второй участник, предложение которого более дешевое. Но надо ли это заказчику? Ведь вместо 70 млн экономии он будет получать 50 млн на менее современном оборудовании. А когда это оборудование в конце контракта будет передаваться ему на баланс, оно и вовсе устареет (спустя 5-7 лет).
К тому же, участник № 2 готов выполнить тот же объем работ и поставки за 42,5 млн (50*85%), который участник № 1 выполнит за 69,3 млн (70*99%). Это наводит на мысль о качестве оборудования, которое будет установлено, и добросовестности такого предложения.
Третье. На что обратить внимание в техническом задании
Важна не только цена контракта, но и технические характеристики светильника (литой корпус, светоотдача, потребляемая мощность). Поэтому необходимо внимательно отнестись к формированию технического задания в части требований к светильникам. Не секрет, что на рынке есть много так называемого «дешевого Китая». Единственная защита от него – технические требования. Иначе участник № 2 выиграет, муниципалитет приобретет проблемы на долгие годы, а хорошая затея превратится в предмет критики власти со стороны граждан и оппозиции.
В первую очередь, нужно постараться получить надежного, проверенного, крупного производителя. Сейчас это позволяет сделать реестр Минпромторга России в рамках постановления Правительства РФ от 10.07.2019 г. №878, куда занесены только те производители, которые подтвердили, что их продукция производится на территории РФ. На сегодня это самая надежная защита от «дешевого Китая».
Советую обратить внимание на корпус светильника. Наиболее распространены два типа корпусов: литой и экструзионный (показано на рисунке, слева – литой, справа – экструзионный).
Литой корпус дороже, надежнее, долговечнее и имеет лучший теплоотвод, что очень важно для светодиодов. Но его могут позволить себе только серьезные производители.
Экструзионный – это нарезанный алюминиевый профиль, куда вставлена начинка светильника, закрытый заглушками. Он гораздо дешевле, что, безусловно, сказывается на качестве. Поэтому в техническом задании лучше прописать литой алюминиевый корпус, а сразу после заключения контракта запросить тестовый образец у исполнителя для его экспертизы, самостоятельной или с привлечением специалистов.
Чтобы не получить через 5-7 лет светильник, отстающий от жизни на 2-3 поколения, стоит в качестве основного требования выбрать показатель светоотдачи. Светоотдача – это величина, которая показывает, какой световой поток выдает светильник с 1 Вт мощности.
На сегодня хорошим показателем по рынку является величина 160 лм/Вт. Есть производители, которые выдают и 180 люмен с Ватта. Но эта технология пока не всегда соответствует критериям цена-качество.
Пример. Светильники с лампами имеют светоотдачу в районе 60-80 лм/Вт. Таким образом, светодиодный LED-светильник мощностью 94 Вт со светоотдачей 160 лм/Вт будет давать столько же света, как светильник с лампой мощностью 250 Вт. Экономия налицо.
Город Нижнекамск, светильник Street X1 светодиоды LEDEL 160 лм/Вт
Подведем итоги
Многочисленные примеры успешных энергосервисных контрактов по замене освещения демонстрируют, что этот инвестиционный механизм прекрасно себя оправдывает. Выполнение этих базовых условий поможет заказчику защититься от недобросовестных исполнителей, снизит затраты на энергоресурсы, повысит энергетическую эффективность объектов, обеспечит качественную и комфортную, современную световую среду в городах и в бюджетных учреждениях за счет инвестора. А выбор добросовестного партнера по энергосервису обеспечит подобные преимущества на долгосрочной основе.
Очень странно оценивать качество осветительного прибора (ОП) по светоотдаче и способу изготовления его корпуса. Если светильник произведен не “в гараже”, имеет протокол испытания, в ходе которого измеряются все параметры, если он сертифицирован (декларирован) по ТР, есть заявленная гарантия и срок службы, то все решается очень просто. IP он и есть IP и если ОП соответствует всем требованиям, то какая разница, как изготовлен его корпус? 160 – 180 Лм/Вт доступен не всем по причине высокой цены. Правительством установлены параметры – не менее 110 Лм/Вт, этого достаточно. За приемлемые деньги можно купить ОП в пределах 5-15 круб. Все остальное – это уловки финансовых структур. Дороже светильник – больше кредит, соответственно больше навара с % по нему. И потом, почему речь только об экономической стороне ЭСК??? Да, нужно экономить потребление электроэнергии, но давайте не будем забывать об одном важном параметре – освещенности. Вот из чего нужно исходить, по-моему.
Теперь по вопросу поэтапной замены против ЭСК. Хорошо, пусть наступил идеальный случай. Добросовестная компания, светотехника посчитана, все хорошо. На замену ОП, скажем, месяц-три. Дальше график платежей и срок действия ЭСК. Но ОП будут практически одной партии, установленные в один промежуток времени. Проходит 10-12 лет (помним, что рассматриваем идеальный случай, да?). Что дальше? Ресурс выработан, массовый выход светильников из строя (по 25-40 круб. за штуку). Все. В бюджете денег нет, закупка ОП физически не возможна. И как быть? Доставать со складов старый натрий и ставить его назад? Потребление резко возрастает, тарифы растут, денег нет, начинается отключение освещения часов в 12 – час ночи ради экономии. От чего ушли, к тому и пришли. Вся экономия по ЭСК ушла на погашение кредита с %-ми и на прибыль ЭСКомпании (за исключением %, положенного заказчику).
А 10-15% светильников в год, скажем? Работа – бесплатно (обслуживающая организация меняет ОП сама, за зарплату, сл-но стоимость светоточки дешевле ощутимо), ВСЯ экономия остается в бюджете. Затраты? Да, конечно. Но на основе имеющегося опыта скажу: за 4.8 млн куплены светильники, которые установлены взамен старых на 2,5 улицах (вот прям так и есть, честно) окупаются меньше, чем за год, ибо годовая экономия – в районе 5.2 млн. руб. Дополнительных работ на линиях не производилось, только замена ОП. Ну и по накатанной дорожке, улицу за улицей. И волки, и овцы, т.е. и на улицах светло, и экономия вся “дома”, и сразу по нескольку тысяч светильников за раз менять не придется.
Мое личное мнение, не навязываемое никому.
Спасибо за внимание.
Интересная тема про самостоятельную замену светильников силами муниципалитета. Но ведь упирается не столько в деньги, сколько в компетенции по расчету – и светотехническому, и финансовому. Даже когда ЭСКО приходит со всем готовым, это не летит массово, что вот приходится объяснять и рассказывать. А сами вообще единицы смогут. В смысле разделения рисков ЭСК – рабочий вариант. Мария Степанова
Возможно. Просто на памяти нет ни одной ЭСКО, которая приходила с такими предложениями. В глазах одни % светятся и интересует только срок окупаемости, а об освещенности никто и не заикался ни разу. Подготовить светотехнические расчеты – не великая премудрость. В конце концов можно спецов найти и привлечь, дешевле будет. Но дело, конечно же, в бюджетных ассигнованиях, согласен. Не все могут себе позволить, если в бюджете миллиардные дыры. Тут уж от руководства и его прозорливости зависит все. Оттянуть момент наступления коллапса или начать избегать его, потому что он все равно наступит через 10-12 лет – вот решаемая дилемма.
генерализация))) “нет ни одной ЭСКО”
Статья хорошая, не соглашусь касательно корпусировки изделий, вопрос спорный.
В статье всё правильно сказано и про литой корпус и эффективность 160лм/Вт, кроме одного; постановление Правительства РФ от 10.07.2019 г. №878
Никакого отношения к качеству светильников не имеет. (На сегодняшний день).