Андрей Богатенков. Модернизация наружного освещения – энергосервис, концессия или КЖЦ?

В профессиональной среде не утихают споры, что лучше для модернизации городского уличного освещения – ГЧП, концессия или энергосервис? А почему не контракты жизненного цикла?

 

 

Андрей БОГАТЕНКОВ,

эксперт в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности
в бюджетной сфере
и информационных систем

 

Например, в дорожном хозяйстве КЖЦ по содержанию дорог уже включают в себя мероприятия по эксплуатации и модернизации наружного освещения. Насколько применимы контракты жизненного цикла для проектов по модернизации освещения?

Приглашаем коллеги из сферы светотехники к дискуссии, ведь кто, если не они, лучше всех знают техническую сторону вопроса.

 

Преимущества заключения контракта жизненного цикла

  • Отсутствие разрыва ответственности частной стороны от проектирования до обслуживания;
  • Минимизация рисков некачественного проектирования и выполнения СМР;
  • Платежи частной стороне: оплата по контракту «в рассрочку»;
  • Эффективность планирования будущих затрат на содержание объектов;
  • Мотивация частной стороны на применение качественных технических и технологических решений для снижения затрат на гарантийное обслуживание;

 

Законодательная и нормативная база

Начнем, как всегда, с матчасти. Настольные документы:

  • Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», п. 8.2 ч. 1 ст. 3:

“контракт жизненного цикла – это контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, конструирование товара, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара”.

  • Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла».

Контракт жизненного цикла в том числе заключается в следующих случаях:

    • выполнение работ по проектированию и строительству объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов;
    • выполнение работ по созданию автоматизированных информационно-измерительных систем учета энергетических и коммунальных ресурсов (включая работы по установке приборов (узлов) учета, устройств сбора и передачи данных учета, а также по созданию программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета).

 

Практика заключения КЖЦ в наружном освещении

В настоящее время есть только один действующий «чистый» КЖЦ по наружному освещению – контракт жизненного цикла на выполнение комплекса работ по проектированию, строительству, последующему техническому обслуживанию объектов наружного освещения в городе Нижний Тагил, заключен в 2014 году, срок реализации – до 2042, состав работ – модернизация, новое проектирование и строительство, эксплуатация, стоимость – более 9 млрд. рублей, ссылка на закупку.

Разбирать данную закупку бессмысленно, так как формирование начальной цены было выполнено на основании коммерческих предложений (по проектированию, эксплуатации, стройке), объемы выполнения работ постоянно изменяются. По сути, это как напоминание, делать можно, но не так.

Подготовительная работа

Перед принятием решения о подготовке и публикации закупки по заключению контракта жизненного цикла по модернизации, новому строительству и эксплуатации наружного освещения необходимо провести следующие работы:

  • Категорирование дорог и улично-дорожной сети (автомобильные дороги в соответствии с 257-ФЗ от 08.11.2007, ГОСТ Р 52398-2005 и СП 34.13330.2012; улично-дорожная сеть в соответствии с СП 42.13330.2016)
  • Разработка и утверждение Регламента технической эксплуатации установок наружного освещения по типам светильников, опор, эксплуатации трансформаторных подстанций и распределительной сети;
  • Разработка и утверждение технологических карт по технической эксплуатации;
  • Разработка и утверждение расценок:
    • проведение проектно-изыскательских работ, включая согласования;
    • СМР (включая замену голого провода на СИП, и прочее – чем больше, тем спокойнее) с учетом различных установок наружного освещения (УНО);
    • проведение замеров;
    • эксплуатация.
  • Утверждение требований к нормам освещенности дорог, улично-дорожной сети, паркам, скверам, спортивным площадкам и пр., с указанием минимальных порогов освещенности (возможность диммирования);
  • Разработка и утверждение требований к автоматизированным системам управления наружным освещением (применяемые технологии, оборудование, гарантийные и пр.);
  • Разработка и утверждение графика горения (он в принципе у всех есть, но не у всех утвержден);
  • Проведение инвентаризации, формирование технического учета объектов, замер уровней освещенности, наличия приборов учета, шкафов управления наружным освещением (ШУНО).

Далее, формируем бюджет по содержанию наружного освещения (с учетом утвержденных расценок и пр. документов), в разрезе:

  • Бюджет на эксплуатацию;
  • Бюджет на оплату потребляемой электрической энергии (по приборам учета, по нагрузке);
  • Бюджет на установку ПУ, ШУНО и внедрение автоматизированной систему управления (АСУНО);
  • Бюджет по новому строительству (с учетом достижения необходимых уровней освещенности, видовых» объектов и пр);
  • Бюджет на модернизацию действующих УНО, ШУНО, ПУ.

 

Сравниваем полученные итоги и смотрим на состояние бюджета… Понимаем, что, если мы хотим что-то изменить, нам нужен инвестор.

И вот тогда уже можно начать задумываться, а как оформить взаимоотношения с инвестором? А как не ошибиться в выборе инвестора и обезопасить бюджет (читай – жителей) от темного неба и потока жалоб?

 

Варианты внебюджетных инвестиций на модернизацию уличного освещения

ГЧП – изучать Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ, его перипетии, процесс согласования;

Концессия – изучать Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ, частная инициатива или нет, а порядок учета? а переход права собственности?..

Энергосервис – как достигнуть требуемых показателей по освещенности без нового строительства УНО, как считать экономию, как…как…;

КЖЦ – ба, знакомые все лица!!! 44-ФЗ, региональные системы закупок, подготовка и публикация закупок, оценка потенциальных исполнителей, штрафные санкции, переход права собственности в момент ввода в эксплуатацию, ЕИС… Никого ничему новому учить не нужно. Следовательно, чем меньше новизны, тем ниже шанс допустить ошибки при формировании пакета документации.

 

Формируем пакет документации для публикации

  • ТЗ – оно практически готово, у нас же есть регламент эксплуатации, есть текущее состояние освещенности, оприборенности, ШУНО, планы по модернизации, новому строительству, графики производства работ и пр, объединяем в один документ – формируем проект «под ключ»;
  • НМЦК – тоже в высокой степени готовности, осталось только понять\рассчитать на какой период запросить рассрочку у потенциального исполнителя и наложить это на финансовую модель (да, не ниже банковского процента, мы ж за партнёрство при реализации инфраструктурных проектов);
  • Формы отчетных документов – с учетом разных комплексов работ (установку ПУ, ШУНО, УНО, кабель и пр);
  • Проект контракта – самый основной документ, не забываем определить и описать:
    • порядок передачи оборудования в эксплуатацию (общим перечнем по акту или совместный объезд);
    • порядок постановки на баланс результатов работ и передача в эксплуатацию;
    • документооборот по видам проводимых работ (кто, кого, за сколько, о чем, почему и какой результат);
    • штрафные санкции (за графики производства работ – в динамическом диапазоне; за нарушение регламентов эксплуатации; превышение гарантийных случаев и пр.);
    • АСУНО – именно автоматизированная система управления, а не система класса «вкл\выкл» по графику горения, чтоб и ТОиР, и коммерческий учет потребления электроэнергии, диммирование по фазам, управление единичными светильниками на видовых объектах, группировки светильников, диспетчерский контроль и мобильные приложения, контроль наработки на отказ, и на Dali (черт знает что такое, но звучит красиво, согласитесь) и с интеграцией с общегородскими сервисами типа «Активный горожанин», и включить туда документооборот по КЖЦ (все документы формируются внутри системы, согласования, корректировки, утверждение – вплоть до формирования платежных поручений с отгрузкой в казначейство или 1С);
    • порядок расторжения – всякое в жизни бывает, лучше подстелить соломку, с учетом инвестиционного периода, необходимо описать перечень компенсируемых затрат при расторжении и сроки компенсации
  • Критерии оценки потенциальных исполнителей – простор для творческого подхода, можно запросить и акты достигнутой экономии по энергосервисным контрактам (нам важны «длинные» по сроку контракты), можно объем работ по устройству (проектированию) наружного освещения, макеты экранных форм АСУНО, наличие сертификатов на оборудование, наличие эксплуатационного персонала\механизмов и многое другое, главное не останавливаться на двух стандартных… опыт и цена.

 

И да, в ТЗ не забудьте указать ограничительные постановления Правительства РФ, пусть они там будут. Вот только dас никто не заставляет ставить то, что указано в реестрах, если не устраивают технические характеристики… ведь проектирование будет внутри контракт.

Ждем мнение коллег от светотеха))

 

 

 

 

 

 

 

.

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.