Опубликован Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности, разработанный Минэкономразвития России.
По итогам 2019 года уровень энергоемкости ВВП составил рекордно низкое значение за период последних пяти лет (9,62 млн т.у.т./млн руб. в ценах 2016 года). Валовое потребление топливно-энергетических ресурсов по сравнению с аналогичным показателем прошлого года снизилось на 6,6 млн т.у.т. при росте ВВП Российской Федерации на 1,3%.
Соответствующее снижение энергоемкости российской экономики было вызвано реализацией мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности прежде всего в энергоемких секторах. Так, увеличение эффективности использования топлива генерирующим оборудованием электростанций при производстве электрической энергии (как за счет введения в эксплуатацию энергоэффективного оборудования, так и за счет оптимизации балансов производства электрической и тепловой энергии) обеспечило снижение потребления топливно-энергетических ресурсов до 80% от общего объема экономии по электроэнергетическому сектору в целом (совокупное снижение составило 1,41 млн т.у.т.). В жилищно-коммунальном хозяйстве снижение потребления топливно-энергетических ресурсов в 2019 году (на 5,16 млн т.у.т.) было обусловлено преимущественно климатическим фактором. Кроме того, стоит отметить экономию в потреблении энергоресурсов в секторе сферы услуг и бюджетными организациями в размере 3,39 млн т.у.т., при этом влияние технологического фактора составило более 80%.
Вместе с тем по отдельным секторам экономики наблюдался рост потребления топливно-энергетических ресурсов: в добывающей промышленности – на 7,5 млн т.у.т., в теплоснабжении – на 1,5 млн т.у.т. Негативная тенденция в секторе теплоснабжения главным образом объясняется динамикой выработки тепловой энергии на низкоэффективных котельных, на которых показатели удельного расхода топлива заметно превышают аналогичные величины по тепловым электростанциям, работающим в когенерационном режиме.
На уровне субъектов Российской Федерации в 2019 году прослеживалась существенная дифференциация энергоемкости региональных экономик: различия в данном показателе доходили до 15 раз (например, энергоемкость в г. Москве составила 37 кг.у.т. на 10 тыс. руб., в Липецкой области – 553 кг.у.т. на 10 тыс. руб.). В среднем по стране соответствующий показатель сложился на уровне 221 кг.у.т. на 10 тыс. руб. В 2019 году в регионах продолжалась реализация программ в области энергоэффективности и энергосбережения, что привело к экономии энергоресурсов в размере 41,5 млрд руб. в стоимостном выражении. Валовый объем финансирования данных программ по сравнению с 2018 годом вырос в 1,6 раза и составил 136,3 млрд руб. совокупно с учетом бюджетных и внебюджетных источников. Однако сохранялась значительная диспропорция в объемах ресурсного обеспечения соответствующих мероприятий на региональном уровне. Кроме того, в 10 регионах Российской Федерации финансирование мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению отсутствовало, в 6 из них соответствующие мероприятия не были предусмотрены.
Существенная региональная дифференциация наблюдалась также и в инструментах, используемых в рамках программ по повышению энергетической эффективности и энергосбережению. Так, масштабная реализация энергосервисных договоров, заключаемых собственниками многоквартирных домов, осуществлялась только в Москве. За период 2017-2019 годов суммарная стоимость соответствующих договоров превысила 4 млрд
руб. При этом суммарное количество энергосервисных договоров (заключенных в рамках конкурсных процедур 44-ФЗ и 223-ФЗ) в целом по стране в 2019 году снизилось на 13% по сравнению с уровнем 2018 года.
В части оснащенности многоквартирных домов общедомовыми приборами учета как важной косвенной меры, влияющей на энергоэффективность данного сектора, можно констатировать рост соответствующего уровня на 4,43% по основным видам потребляемых ресурсов. При этом наибольший процент оснащения приборами пришелся на учет потребления электрической энергии – 72% для общедомовых приборов и 96% для индивидуальных приборов учета. Также в 2019 году в целом по Российской Федерации наблюдался рост количества высокоэффективных светодиодных светильников, доля которых составила более трети в общем объеме используемых световых элементов.
Реализация соответствующих региональных программ в области энергоэффективности и энергосбережения в 58 субъектах Российской Федерации осуществлялась при активной информационно-аналитической и экспертно-методологической поддержке региональных центров в области энергоэффективности и энергосбережения. Функционирование данных центров в соответствующих регионах позволило повысить эффективность проектов, направленных на реализацию государственной политики в области
энергоэффективности.
Несмотря на положительную динамику энергоемкости, в 2019 году, темпы повышения энергоэффективности экономики в России отставали от среднемировых показателей.
Вместе с тем проводимая государственная политика в области повышения энергетической эффективности уже в ближайшие годы может заметно улучшить соответствующие результаты и параметры функционирования российской экономики.
В 2019 году принято 9 нормативных правовых актов, направленных на повышение уровня энергетической эффективности экономики Российской Федерации. Отдельно можно отметить принятие постановления Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 г. № 1289, которым были утверждены требования к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема
потребляемых топливно-энергетических ресурсов и воды.
В 2019 году федеральными органами исполнительной власти разрабатывались 3 документа стратегического планирования, затрагивающих вопросы энергоэффективности и энергосбережения: Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года, Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года.
Среди общесистемных мер повышения энергоэффективности следует отметить заключение долгосрочных целевых соглашений по снижению потребления топливно-энергетических ресурсов, внедрение механизма белых сертификатов и установление запрета на оборот ламп накаливания.
Ключевыми драйверами повышения энергоэффективности электроэнергетического сектора должны стать введение пороговых значений КПД для разных видов электростанций и внедрение стандартов экономичности для дизельных электростанций. Совокупно по сектору к 2030 году за счет реализации указанных мер прогнозируется объем экономии топливно-энергетических ресурсов в размере 33,8 млн т.у.т.
В теплоснабжении следует обеспечить ускорение темпов модернизации котельных и тепловых сетей. При этом особое внимание будет уделено тиражированию механизма «альтернативной котельной» на территории всей страны. Прогнозный объем экономии топливно-энергетических ресурсов в теплоснабжении составляет 2,2 млн т.у.т. к 2030 году.
В секторах обрабатывающей и добывающей промышленности совокупное потребление энергетических ресурсов к 2030 году снизится на 25,8 т.у.т. преимущественно за счет реализации вышеперечисленных общесистемных мер государственной политики.
Повышение энергоэффективности в транспорте предлагается достичь за счет стимулирования использования электрических и гибридных автомобилей, а также ужесточения требований по расходу топлива к транспортным средствам, закупаемым на государственные и муниципальные нужды. Совокупно по сектору к 2030 году за счет реализации указанных мер прогнозируется объем экономии топливно-энергетических ресурсов в размере 11,0 млн т.у.т.
В сфере услуг и бюджетных организациях повышение энергоэффективности (экономия энергетических ресурсов в размере 2,1 млн т.у.т. к 2030 году) планируется обеспечить за счет установления требований по энергоэффективности при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд, а также путем формирования стимулов для масштабирования практики применения энергосервисных контрактов.
Прогнозируемая экономия энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве составляет 19,8 млн т.у.т. к 2030 году. Достижение соответствующих показателей планируется за счет реализации мер по ужесточению требований к использованию энергоресурсов в общественных местах, а также критериев энергоэффективности многоквартирных домов и иных зданий.
За счет активной государственной политики в области повышения энергетической эффективности экономики в Российской Федерации за период с 2021 г. по 2030 г. совокупное потребление топливно-энергетических ресурсов может снизиться на 466 млн т.у.т. Использование имеющегося потенциала повышения энергоэффективности в России в числе прочего будет способствовать сокращению выбросов парниковых газов в объеме более 900 млн тонн СО2-экв. к 2030 году.
Источник документа: телеграм-канал Energy Today