Эмин Аскеров. Миф о водороде

“Классический” аккумулятор или водородный двигатель для автомобиля? Рассуждает Эмин Аскеров.

 

 

 

Эмин АСКЕРОВ,
визионер-практик технологий энергоперехода,
обозреватель смены образа жизни

 

Зачем нужны электромобили на батареях, когда завтра весь транспорт будет водородным? Этот вопрос мне задали, когда я обосновывал покупку завода, производившего такие батареи. Казалось бы, все очевидно.

При получении полезной энергии из водорода теряется от 50 до 80% изначальной энергии. Другими словами, чтобы получить единицу энергии от водорода, надо потратить две единицы энергии. Не круто, поскольку в батарее электромобиля теряется максимум 10%. Но тут недавно увидел в статье Rocky Mountains Institute (RMI) более взвешенное мнение, что водород это круто в отдельных историях.

Водород может снизить выбросы СО2 в производстве стали, а также в дальних грузовых и морских перевозках. Вместе эти три сектора ответственны за 15% всех антропогенных выбросов СО2. Например, если при производстве стали заменить уголь на водород, то можно снизить выбросы на 0,72 кг СО2 за каждый кВт-ч водорода. На дальних перевозках логичнее использовать водород, так как батареи надо долго заряжать. Океанские суда долгое время идут без остановки, и для них водород наверное единственное верное решение.

Главная загвоздка с водородом в том, что, чтобы хоть что-то работающее на нем снижало выбросы СО2, надо, чтобы водород был «зеленым», т.е. произведённым от электроэнергии, полученной из возобновляемых источников. Водород, полученный от угольной или газовой электростанции, так называемый «серый» или «голубой» водород, не имеет смысла, так как не снижает выбросы СО2.

Построить электростанции специально для производства водорода в каком-то значимом масштабе не получится. По прогнозу Международного энергетического агентства, к 2050 году спрос на электроэнергию в мире вырастет в два раза. Новые электростанции на возобновляемых источниках энергии должны будут сначала заместить собой угольные и газовые электростанции, а потом ещё и удовлетворить растущий спрос. И это в очень оптимистичном сценарии.

Мне нравятся решения, которые принесут максимум снижения выбросов с минимальными затратами ресурсов. Водород не является таким решением как минимум по двум причинам. Первая причина технологическая – зачем терять не менее половины изначальной энергии, когда есть более эффективные решения? Вторая – для зелёного водорода просто не хватит мощностей «зелёной» энергетики, а серый или голубой водород не снижают выбросы СО2. Поэтому водород останется нишевой технологией, используемой моряками и сталеварами.

Автор пользовался источниками:

Эффективность водородных топливных ячеек в сравнении с литий-ионной технологией

Водород: проверка на годность

 

Все колонки Эмина Аскерова

Эмин Аскеров. Пошлина на ввоз стимулирует производство отечественных электромобилей?

 

Девять тезисов и постскриптум про водород

 

Юрий Мельников. Продолжение дискуссии о будущем водорода в России

 

 

2 thoughts on “Эмин Аскеров. Миф о водороде

  1. Написано все логично и красиво.
    Остался не раскрытым вопрос:
    Если не хватает мощностей СЭС и ВЭС для производства “зеленого” водорода путем электролиза, тогда каким образом использование “серого” и “голубого” водорода на тихоокеанских лайнерах и в металлургии снизит выбросы СО2?
    Да, и “серый” водород получается путем парового риформинга легких углеводородов, например, метана:
    СН4 + Н2О = 3Н2 + СО
    с последующей конверсией угарного газа:
    СО + Н2О = Н2 + СО2
    и на выходе получаем помимо водорода побочный продукт – СО2. И уже при применении технологий улавливания и захоронения СО2 “серый” водород становится “голубым”.

    1. Добрый день! Серый водород не поддерживаю ни в каких вариантах. Речь о том, что на макро уровне ВИЭ не достаточно для масштабного перехода на водород. Если морская индустрия поставит себе задачу снизить свой углеродный след, то у неё особо других вариантов кроме водорода не будет. Значит, надо будет ещё и инвестировать в создание собственных ВИЭ мощностей.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.