Дмитрий Коптев. Неожиданный эффект пандемии – замедление роста энергоэффективности

Как пандемия влияет на потребление энергии, выбросы парниковых газов и в целом энергоэффективность? Мнение эксперта.

Материал подготовлен в рамках совместного проекта Teplovichok и EnergiaVita по энергосбережению и повышению энергоэффективности, декабрь 2020.

 

 

 

Дмитрий КОПТЕВ,
эксперт Института развития
технологий ТЭК

 

Недавняя новость, что замедление экономики из-за коронакризиса не остановило рост концентрации парниковых газов в атмосфере, вызвала много споров. Противники идеи глобального потепления восприняли ее как доказательство, что антропогенный фактор переоценивается. Сторонники – как стимул удвоить усилия по снижению выбросов. Возможно, неправы обе стороны.

Эффект от падения производства (снижение мирового ВВП по итогам 2020 года, по прогнозам Всемирного банка, составит 4,4%) во многом был нивелирован отставанием по энергоэффективности, свидетельствует недавний отчет Международного энергетического агентства. В нем отмечается, что из-за ковида рост энергоэффективности мировой экономики в текущем году составил всего 0,8% (рис. 1).

 

Голубые столбцы – рост энергоэффективности мировой экономики
Зеленые точки – он же, приведенный в сопоставимые условия по погодным условиям

Рис. 1. Среднегодовое изменение энергоэффективности (первичная энергия)

 

Это вдвое ниже, чем в предшествующие годы и значительно ниже прогнозируемого среднего уровня на ближайшие 20 лет (4%), который заложен в Сценарии устойчивого развития МЭА (достижение в полном объеме международных целей в области климата). Авторы отчеты обратили на это особое внимание – оптимистичный взгляд на достижение необходимого уровня эффективности обусловлен стремлением к сокращению выбросов парниковых газов.

Немаловажный аспект – общее снижение мирового ВВП влечет рост неопределенности доходов и в значительной степени влияет на принятие решений потребителями и бизнесом. Например, продажи новых автомобилей упадут в 2020 году на 10%, в результате чего общий парк автомобилей будет более старым и гораздо менее энергоэффективным, чем год назад. Низкие цены на «архаичную» энергию уменьшают привлекательность инвестиций в энергоэффективные технологии, и, как следствие, увеличивают сроки окупаемости ключевых мер по повышению энергоэффективности на 10-40%.

Примечательно, что изменение структуры промышленности в 2020 году привело к увеличению доли высокоэнергоемких производств. Например, в Европе и США объем производства автомобилей с первом полугодии 2020 года снизился на 30%, в то время как в металлургии этот показатель составил всего 15%. При этом металлургия – одно из самых энергоемких производств. Это связано с тем, что автомобильный завод можно остановить нажатием кнопки, а металлургический – нет.

Бросаются в глаза отраслевая и региональная дифференциация стимулирования повышения энергоэффективности:

  • Среди объявленных правительствами финансовых мер стимулирования энергоэффективности в размере $66 млрд в рамках борьбы с последствиями пандемии Covid-19 около $26 млрд инвестиций было направлено на повышение эффективности в секторе зданий и сооружений, которые, по оценкам, создают около 15 рабочих мест на каждый потраченный $1 млн;
  • Около $20 млрд инвестиций было выделено на электромобили, в том числе на новую инфраструктуру зарядки транспортных средств;
  • На Европу приходится 86% от объявленных правительствами финансовых мер стимулирования энергоэффективности, а оставшиеся 14% делятся между АТР и Северной Америкой;
  • По оценкам МЭА, объявленные на сегодняшний день государственные расходы на стимулирование повышения энергоэффективности могут создать около 1,8 млн новых рабочих мест в период с 2021 по 2023 год, 60% из которых придется на строительный сектор, 16% на промышленность и 20% на транспортный сектор;

Более 80% эффективных рабочих мест будет создано в Европе, где была выделена большая часть стимулирующего финансирования. Что касается России, то здесь все достаточно грустно. «Стратегический провал страны — энергоэффективность. Практически все задачи, которые были поставлены президентом в этой сфере, сорваны. Базовые показатели, которые показывают динамику энергоэффективности в стране, особенно в последние годы, выглядят просто ужасно. И этот факт надо признать. И, признав его, двигаться дальше на изменение ситуации», – заявил на пресс-конференции по итогам форума «Сто лет электричества» Анатолий Чубайс.

Энергоэффективность в постковидный период может сыграть роль стратегического сектора для поддержки восстановления экономики и повышения общественного благосостояния. В течение нескольких лет энергоэффективность – это двигатель создания рабочих мест в разных отраслях экономики, включая строительство, промышленность и транспорт. Важно понимать роль городов как ключевых потребителей энергии и инкубаторов инновационных решений для создания рабочих мест при одновременном продвижении перехода к чистой энергии.

И здесь, как говорится, без общих слаженных усилий – никуда.

 

Все статьи проекта в виде пдф-журнала вы сможете найти в телеграм-каналах Teplovichok и ЭнергоА++
с 9 января 2021 года.

Смотреть другие статьи проекта

Открыть электронный пдф-журнал со всеми материалами проекта

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.