Борис Бокарев. Итоги 2021 года

В конце года и начале нового принято подводить итоги. Вариант от руководителя направления Инфраструктурного центра “Энерджинет” Бориса Бокарева.

 

 

 

Борис БОКАРЕВ,
руководитель направления
Инфраструктурного центра “Энерджинет”

 

Климатическая повестка

Обострение борьбы за финансовые потоки на поляне климатической повестки. Лидерство через выделение бюджетов перешло от отдельных игроков, развивающих зеленые технологии к государственным органам. Степень и роль участия государств определена развитием конкуренции и политической культуры. Евросоюз вводит пошлины, а США выделяет бюджеты на субсидии, остальные страны поддерживают декларации.

 

Гибкость

Формула строительства надежной энергосистемы меняется. Традиционные формулы расчета количества генерирующих и электросетевых мощностей в условиях роста доли ВИЭ перестали работать. Примеры массовых отключений в Пакистане, штате Техас и Китае указывают на различный характер причин перебоев, но ставят под сомнение действующие правила расчета надежности. Поэтому в уравнение начинает вводится новое понятие – гибкость, способное учесть не только количество запасенного в хранилищах газа (про уголь и атом говорить для целей планирования стало не модно), но и другие технологии: хранение, распределенная генерация и управление спросом. Это весомый шаг для повышения надежности традиционных централизованных энергосистем и хороший задел при движении по направлению к децентрализации.

 

Доступность энергии

Защитники экологии давно заняли трибуны энергетических площадок, но в этом году впервые мы услышали голоса защитников бюджетов потребителей. Действительно, комплексный расчет экологических выгод, показывает минимальный эффект от разовых акций использования «зеленой» энергии без оптимизации всей цепочки логистики, строительства, а также распределения и потребления энергии. Первые голоса раздались от энергетиков, которым на волне хайпа продают втридорога зеленые технологии. Им вторят правительства многих стран, вводящие ценовые ограничения и даже снижающие НДС на цену потребляемой энергии. Вряд ли мы увидим потребительские бунты, относительно цен на энергию, но недовольство ростом бедности заставит уточнить темпы энергоперехода для многих стран. Нерешенная проблема доступности электрической энергии для почти 1 млрд.человек на земле усиливается не только снижением интереса к атомной энергии, но и появлением новых энергетических «бедняков», которых обяжут покупать дорогую энергию.

 

Электротранспорт

В глобальном масштабе транспортные средства выделяют около 23% связанных с энергопотреблением выбросов CO2, которые усиливают глобальное потепление, а к 2030 году этот показатель может возрасти до 40%. В этом году правительства многих стран решительно определили срок ограничения на продажу автомобилей с ДВС и это отличный шаг в решении вопросов климатической повестки. Однако наблюдается дефицит четких планов с рациональными и эффективными мерами по развитию инфраструктуры электротранспорта. Проблемы энергосистем из-за резкого роста потребления (см. пример отключений в Китае в сентябре 2021 года) может отбросить развитие этой отрасли и выполнение планов по декарбонизации.

 

Накопитель знаний по Энерджинет

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.