Еще одно мнение о проекте Комплексного плана повышения энергоэффективности экономики. Яков Щелоков продолжает отстаивать позицию о приоритете эффективности использования энергии у конечного потребителя и закреплении этих постулатов в законодательстве.
Яков ЩЕЛОКОВ,
заслуженный энергетик РСФСР,
заслуженный изобретатель РСФСР,
лауреат премии Совета министров СССР
Начиная с 90-х годов прошлого века была принята масса законов, постановлений правительства и т.п. по регулированию энергетики России. И в каждом из них, по сути дела, отсутствует такое понятие (субъект, термин), как «конечный потребитель энергетических ресурсов».
Например, в 190-ФЗ «О теплоснабжении»: «теплопотребляющая установка – устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии». Понятие «конечный потребитель энергетических ресурсов» отсутствует, разработчики законда предпочитают передавать права конечного потребителя тепловому пункту здания.
Теплопункт же предназначен не для использования тепловой энергии. Согласно ПТЭ тепловых энергоустановок, «тепловой пункт это комплект устройств, …состоящий из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение этих установок к тепловой сети, их работоспособность, управление режимами теплопотребления, трансформацию, регулирование параметров теплоносителя», т.е. он является элементом теплосети. Это явно показывает, что конечный потребитель энергетических ресурсов не имеет законодательного отношения к управлению теплопунктом здания, тем более, влиять на работу теплосети.
Проще говоря, бесчисленные федеральные законы вот уже более четверти века призывают конечного потребителя тепловых энергоресурсов к энергосбережению, однако при этом заковывают этого же конечного потребителя в энергетические кандалы. Но эти кандалы были «подарком» конечному потребителю от предыдущего правительства. К сожалению, есть уже подобные намеки конечному потребителю и от правительства нового.
Пожалуй, первым энергетическим шагом нового Правительства можно назвать принятие «Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года». Обращаем внимание и Правительства тоже, речь идет об Энергетической стратегии Российской Федерации. Цитата из решения Правительства от 02.04.2020: «По оценкам Минэнерго России, реализация стратегии позволит оказать максимальное содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации, укрепить и сохранить позиции страны в мировой энергетике». Теперь цитата из раздела 3.1.8 Стратегии: «В области энергосбережения и энергоэффективности стратегической задачей является развитие энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отраслях ТЭК». Если 190-ФЗ в 2010 году довел энергоэффективность до теплопунктов зданий, то Правительство в 2020 году ограничило энергоэффективность объектами ТЭК.
Для сравнения, Европейский Союз в 2006 году ввел обязательную почти для 50 стран Директиву 2006/32/ЕС от 5 апреля 2006 г. «Об эффективности конечного использования энергии и энергетических услугах». В документе подчеркивается, что «В Сообществе существует необходимость улучшения конечного использования энергии, управления спросом на энергию и развития производства возобновляемой энергии, так как спектр любых других воздействий на условия поставки и распределения энергии в краткосрочной и среднесрочной перспективах является относительно ограниченным и заключается либо в строительстве новых мощностей, либо в оптимизации системы передачи и распределения энергии. Таким образом, Директива способствует повышению надежности поставок. Улучшение конечного использования энергии будет также способствовать сокращению потребления первичной энергии, уменьшению выбросов СО2 и других парниковых газов, предотвращая, таким образом, опасные климатические изменения». А «опасные климатические изменения», похоже, добрались уже и до России».
Еще один пример. Минэкономразвития России разработало проект Комплексного плана повышения энергоэффективности экономики, который направлен на согласования. К сожалению и в нем не оценена должным образом роль конечного потребителя энергоресурсов.
Полностью сохраняется идеологическая основа существующей монопольной энергетики РФ, а именно наличие неоправданных рыночных стимулов для производителей энергоресурсов к увеличению объемов поставки энергии для конечного потребителя.
Иначе говоря, очередной проект призывает к борьбе за энергоэффективность, сохраняя для производителей энергоресурсов условие, что идеология их благополучия в «неограниченном увеличении объемов поставки энергии для отечественного конечного потребителя».
План следует дополнить следующим «Повышение эффективности конечного использования энергии», в котором предусмотреть:
- Принятие единого закона об энергетическом хозяйстве России.
- В нем ввести, хотя бы два условия:
- Энергоэффективность экономики страны определяется повышением эффективности конечного использования энергии, а также управления спросом на энергию, т.к. в настоящее время спектр любых других воздействий на условия поставки и распределения энергии непосредственно в ТЭК РФ сводится практически к строительству новых мощностей.
- Создание условий реальной конкуренции в сетевом хозяйстве, а именно, когда расходы эффективной сетевой организации образуют масштаб для исчисления размера платы за пользование сетями, т.е. сетевые организации пора оценивать по критерию затрат, взамен существующего у нас государственного, т.е. тарифного регулирования.