Какие меры предполагаются для декарбонизации российской экономики? На днях появился проект Плана мероприятий (операционного плана) реализации стратегии социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов.
Мария СТЕПАНОВА,
Эксперт-бюро “ЭнергиаВита”
Подчеркну, это – рабочий проект документа. Он должен был обсуждаться на совещании у Первого вице-премьера А.Р. Белоусова с представителями бизнес-ассоциаций и крупного бизнеса. Новостей об этом пока нет, так что довольствуемся тем. что имеем. Опубликовали его коллеги в дружественных телеграм-каналах.
Рассмотрим по разделам по порядку.
Стимулирующие регуляторные меры – углеродная отчетность, органы по валидации и верификации, система обращения углеродных единиц
Здесь такие мероприятия как создание реестра выбросов парниковых газов, введение обязательной верификации углеродной отчетности, создание правовой основы для раскрытия публичной нефинансовой отчетности компаний, дополнение национальной программы стандартизации разделом о разработке стандартов в сфере ограничения выбросов парниковых газов, определение единых методических подходов к обеспечению деятельности органов по валидации и верификации парниковых газов, установление порядка верификации результатов реализации климатических проектов – срок уже второй квартал 2022г.
В 2022 не менее 5 климатических проектов должны быть зарегистрированы в реестре углеродных единиц, в 2023 – 30, 2024 – 50 проектов. «Зеленых» проектов по сокращению выбросов ПГ, включая внедрение НДТ, в 2022 в планах 20, 2023 – 40, 2024 – 60.
К концу 2022 Минэкономразвития России должно установить основания и условия для предоставления мер поддержки климатических и зеленых проектов.
Налоговые и иные стимулирующие меры – обнуление ставки налога на прибыль и НДС в части выпуска углеродных единиц к концу 2022г. В планах – субсидии на возмещение части затрат в виде выплат купонного дохода по устойчивым и зеленым облигациям и кредитам, обнуление налога на такой купонный доход.
До конца года появится ясность о возможности введения системы квотирования выбросов и налоговых льгот в отдельных отраслях экономики.
Регионы и декарбонизация. К концу года появится Проект методических рекомендаций по выявлению и минимизации рисков негативного влияния глобального энергоперехода на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации.
В 2022 участником эксперимента станет Сахалин, в 2023 – еще один регион, в 2024 – еще один.
Госпрограмма повышения энергоэффективности должна появиться во второй половине текущего года, причем в ней будут установлены целевые показатели для отраслей – в 2023 для пяти, в 2024 – для 8. Как-то будет реанимирована система классов энергоэффективности для общественных, административных зданий и МКД, также обещают активизацию энергосервиса в сфере госуправления.
Реструктуризация промышленности, адаптация и внедрение НДТ
Здесь металлургия, химия, прочая неметаллическая минеральная продукция, ЦБК, пищевая, строительство, транспорт, отходы, бытовой сектор, сельское хозяйство.
До середины текущего года обещают национальный отраслевой бенчмаркинг в химической промышленности, черной металлургии, производстве алюминия, производстве цемента.
До конца года будет уточнен порядок расчета технологических нормативов НДТ для устранения неоднозначного толкования, технологические нормативы появятся в форме заявки на КЭР. Процедура рассмотрения заявок на КЭР и их получения будет реализована через ГИС «Промышленность».
Уже в ближайшее время области применения НДТ будут расширены, включены новые виды деятельности, в частности, ликвидация накопленного ущерба, обращение с отходами высоких классов опасности и др. Будет законодательно закреплена процедура экспертной оценки НДТ. Появится новый график разработки и актуализации ИТС НДТ: к концу году будут актуализированы 10 справочников (целлюлоза, аммиак, стекло, цемент, известь, очистка сточных вод, алюминий, чугун и сталь, полимеры, а также ИТС-38 по сжиганию топлива на крупных установках в целях производства энергии и ИТС-48 по энергоэффективности) и разработаны 2 новых (Обращение с отходами I и II классов опасности и Ликвидация объектов накопленного экологического вреда). В течение 2023 года актуализация должна коснуться еще 11 ИТС, а в 2024 – еще 9 ИТС. Разработан будет новый справочник «Литейное производство изделий из черных металлов».
Актуализация технологических показателей по НДТ будет проведена к середине 2025 года.
К концу 2023 ожидается определение механизма разработки программ повышения экологической эффективности в целях последующего пересмотра КЭР, а также изменения в процедуру рассмотрения и одобрения проектов программ межведомственной комиссией.
Финансовая поддержка. Ежегодно в 2022-24гг на поддержку проектов экологической модернизации организаций по сокращению выбросов парниковых газов и внедрению НДТ планируется направлять по 3,96 млрд.рублей, ежегодно в течение трех лет поддерживать разработку минимум 2 технологий секвестрации.
Уже к середине 2022 Минпромторг России, возможно, определит новые критерии отбора межведомственной комиссией климатических проектов и проектов, направленных на снижение выбросов парниковых газов (изменения в приказ № 1562).
Отраслевые ведомства проведут инспекцию существующих отраслевых мер поддержки сокращения выбросов парниковых газов и дадут предложения по дополнительным отраслевым мерам, а Минэкономразвития уже к середине 2022 года разработает предложения, как поддержать сокращение выбросов ПГ организациями реального сектора экономики через ИТС НДТ, и какая для этого нужна инфраструктура.
К концу года Минпромторг попробует придумать, как использовать НДТ в помощь тем, кто в топе лучших 20% по технологиям с точки зрения выбросов по своей отрасли, и тех, кто, наоборот, в 20% с конца списка, а еще через 2 года и осуществит эти меры поддержки (для химии, металлургии, ЦБК и производства прочей неметаллической минеральной продукции).
В строительстве – использованием BIM, переход на экологичные виды топлива для строительной техники, новые машины и механизмы.
Для транспорта, обращения с отходами, бытового сектора, сельского хозяйства меры планируется разработать до середины 2022 года.
Увеличение поглощающей способности земель и лесов и климатические проекты
Заметим, общий показатель поглощения ПГ по сектору будут падать к 2030 году.
Для реализации климатических проектов планируется размещать леса на землях сельскохозяйственного назначения – от 5 млн га в 2023, далее больше, и обеспечить охват резервных лесов климатическими проектами, до 100% к 2030 году.
Почему-то меры по регулированию и стимулированию климатических проектов отнесены не в первые разделы, а сюда, видимо, их значительная часть будет реализована как раз через поглощающую способность биоресурсов – разработка национальных стандартов реализации климатических проектов, разработка мер стимулирования.
Технологические инновации и водородные проекты
К 2030 Россия планирует занять 20% мирового рынка водорода с 15 пилотными проектами по водородной энергетике и 10 серийными производствами собственной продукции для водородной отрасли, внутреннее потребление низкоуглеродного водорода может составить 160 тыс. тонн, в частности, 1000 водородных заправок. В 2024 должен появиться первый испытательный полигон водородной энергетики.
Планируется, что в 2024 в передовые технологии декарбонизации будет привлечен 1 млрд долларов частных инвестиций, а к 2030 – 9 млрд, из них 2 млрд – иностранных.
В 2024 должен появиться первый проект по улавливанию и хранению СО2 мощностью 1 млн т СО2 в год. Минэнерго России к концу года должно будет разработать дорожную кару развития отрасли CCUS в России, в т.ч. с участием ГЧП и международных партнеров.
Реструктуризация энергетики
В разделе много интересного. Абсолютные выбросы ПГ будут расти к 2030 году в большинстве секторов (кроме добычи энергоресурсов), а удельные – падать. Прописаны и планы по уровню потерь электроэнергии в сетях – от 10,2% в 2021 году до 8,6% в 2030. Доля интеллектуальных приборов учета электроэнергии должна составить в 2024 году 17%, а в 2030 – 58%.
Показан прогноз изменения структуры генерации до 2050 года. ТЭС на угле с сегодняшних 13% должны дойти до 5% в 2050, ТЭС на газе – сегодня 46%, в 2050 – 40%, ГЭС с 20 до 19%, АЭС с 20 до 24%, ВИЭ с неполного 1% до 13% к 2050 г.
Доля газомоторного топлива в структуре моторных топлив должна вырасти с 2% в 2021 до 10% к 2030.
Как эти показатели будут достигаться?
Разработкой в ближайшее время рациональной структуры генерирующих мощностей по критерию минимизации суммарных приведенных затрат на энергоснабжение экономики и населения с учетом сценариев низкоуглеродной трансформации энергетики (а такие есть? Дайте почитать, пожалуйста!).
Например, до конца 2022 года:
- разработка новой генсхемы размещения объектов электроэнергетики до 2040 года с площадками новых АЭС, ГЭС, ГАЭС,
- разработка инвестиционных и экономических механизмов, которые помогут изменить структуру генерации.
- оценка влияния модернизации электроэнергетического оборудования в целях декарбонизации
- оценка технологических возможностей отечественной промышленности по выпуску энергетического оборудования
- обязательность при разработке схем теплоснабжения оценки проектируемых мероприятий на предмет их экологической и климатической эффективности
- ПАО (энергетические компании, входящие в индекс ММВБ) обяжут раскрывать информацию по влиянию их производственной деятельности на выбросы ПГ.
До середины 2023 года – включение критерия снижения эмиссии СО2 на единицу произведенной электроэнергии при отборе проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций.
Росатом к 2030 году должен на практике продемонстрировать АЭС малой мощности, реакторы на быстрых нейтронах с замкнутым топливным циклом.
Планируется придумать, как в рыночных условиях создавать и эксплуатировать ГАЭС.
Появятся новые механизмы, стимулирующие развитие ГЭС и ВИЭ (последних не менее 13,7 ГВт с выработкой не менее 28,1 млрд кВт-ч).
В текущем году появится система зеленых сертификатов (система происхождения электроэнергии – атрибутов генерации).
Также предусмотрены в проекте операционного плана разделы по сокращению выбросов ПГ при добыче и транспортировке нефти и газа, развитии газомоторного топлива, добыче и перевозке угля,
Межведомственная координация
Это отдельный раздел. Здесь, например, НИР с оценкой влияния проектных решений в строительстве на энергоэффективность и снижение углеродоемкости объектов капстроительства и систем их ресурсообеспечения (Минстрой, Минэкономразвития, Минэнерго России). Должны быть разработаны критерии принятия решений при выборе проектных решений, технологий, продукции, обеспечивающих максимальный эффект для достижений целей снижения углеродного следа.
Присутствует раздел по международному сотрудничеству – работе ФОИВ на площадке РКИК ООН, взаимодействие с ОЭСР, участие России в формировании глобальной цены на углерод и в рыночных механизмах обращения углеродных единиц и т.д. В частности, в части взаимодействия по зеленым финансам предполагается сближение российской и зарубежных таксономий устойчивого финансирования.
Важно подчеркнуть, в публичный доступ попала рабочая версия, проект документа, к которому наверняка у ведомств и бизнеса много вопросов и предложений. Ее нельзя рассматривать как принятый план действий.
Открыть проект