Роль ТЭК в декарбонизации и адаптации к изменениям климата – конспект круглого стола 23 января 2024

Сегодня (23 января 2024г.) Комитет по энергетике Госдумы России провел круглый стол “Роль топливно-энергетического комплекса в достижении целей национального плана мероприятий адаптации к изменениям климата. Наилучшие корпоративные практики”.

 

 

 

 

Мария СТЕПАНОВА,
директор Эксперт-бюро
“ЭнергиаВита”, к.э.н.

 

Ниже субъективный конспект первых 2,5 часов заседания, что больше всего запомнилось, без оценок. Дисклеймер: приведенное – законспектированные цитаты, а не обязательно факты, проверять их достоверность – самостоятельная ответственность каждого.

 

Ю.А. Станкевич, зампред Комитета:

Геополитика меняется у всех. Часть стран (Россия, Китай, Индия и др) придерживаются консервативного подхода в климатической политике.

 

И.А. Петрунина, Минэкономразвития

Около 60% от потенциальных эмитентов парниковых газов (ПГ) отчитались о выбросах в первую отчетную кампанию летом 2023, впереди интеграция этого модуля ГИС Энергоэффективность с Росприроднадзором (два ПГ=загрязняющие вещества). Внесены изменения в КоАП за непредоставление / несвоевременное предоставление отчетности или недостоверные сведения, с 2026 будут действовать, а там уже отчитываться должны все кто выбрасывает >50 тыс т СО2 в год. Впереди интеграция с реестром углеродных единиц (реализация климат проектов).

Правительство одобрило подходы к формированию операционного плана по реализации стратегии низкоуглеродного развития (минус 586 млн тонн СО2-экв. к 2030г там показатель), согласованную версию плана обещают к середине февраля 2024). Что там скромная динамика сокращения – это потому что баланс с ростом ВВП по отраслям.

Довольны итогами СОР28, что удалось отстоять мягкие формулировки по ископаемому топливу. Теперь ставка на БРИКС. В ЕАЭС лидер группы Казахстан, подходы отличаются от российских.

Вопрос к Минэкономразвития, не вернуть ли обязательные энергообследования, а то 261-ФЗ буксует.

Тут не могу воздержаться от комментария. Конечно, не надо возвращать обязательные энергообследования, какими они были. Для бюджетных учреждений есть система энергодеклараций, ее можно докручивать, обеспечивая достоверность и операбельность данных, это сырье для решений об энергосервисе и мерах гос.стимулирования. Если всех научить простому энергоменеджменту, будет дешевле и проще, чем посылать аудиторов. Для промышленных предприятий их жизнь заставит. Тут можно через ФАС-РЭКи докручивать тарифообразование для регулируемых, через НДТ стимулировать предприятия I категории и через долгосрочные соглашения – крупные предприятия к технологической модернизации. Мягкие/стимулирующие меры углеродного регулирования тоже помогут. Жилищный сектор – если/когда заработает система классов энергоэффективности и энергосервис, станет намного легче, плюс капремонт. В любом случае цифровыми технологиями можно заменить львиную долю аудитов – сбором и анализом данных, определением бенчмарков по типам зданий и процессов, и т.п. И туда, где хуже или непонятные выбросы потребления – аудиторов.

 

Представитель газового лобби – давайте выведем газовые компании из регулируемых, дадим гранты на климат проекты и т.п., потому что наука говорит, что природный газ – самое низкоуглеродное топливо. Ответ Минэкономразвития – мы везде отстаиваем газ, но грантов на климат-проекты не будет никогда (обязательный признак дополнительности).

 

Российское энергетическое агентство (РЭА Минэнерго России)

В 90-е гг РФ внесла большой вклад в снижение глобальных выбросов ПГ (конечно, это мегаскилл РЭА, с покерфейсом  без контекста так говорить, но контекст есть – драматический спад производства в России в те годы – прим. ред.).

Сейчас госполитика исходит из национальных интересов.

На ТЭК приходится 70% выбросов ПГ. В энергобалансе России >86% – низкоуглеродная выбработка, ТЭК очень зеленый, климат-повестка занимает ведущее место в стратегических документах ТЭК, а в Энергостратегии до 2050 будет еще краше.

На Западе принята линейная модель энергоперехода, основанная  на эффекте масштаба, но отсутствует комплексный анализ влияния этих изменений на глобальное развитие и экономику. По расчетам МЭА, более половины технологий для энергоперехода находятся в стадии разработки и требуют вливаний в размере 5-6% мирового ВВП для достижения net zero.

У каждой страны свой путь к углеродной нейтральности. Президент Путин поручил развивать гидроэнергетику, атомную, газомоторное топливо.

Российский путь – энергопереход с обеспечением энергобезопасности:

  • Найти обоснованную долю низкоуглеродной энергетики в ТЭБ
  • Обеспечить надежность и устойчивость традиционной энергетики
  • Суверенитет

Низкоэмиссионное развитие – нужен диверсифицированный подход – альтернативные источники энергии, региональная специфика, экономическая эффективность.

Важные проекты –

  • замкнутый ядернцй цикл, малые АЭС
  • Газ, водород и электроэнергия на транспорте
  • Когенерация, парогазовая генерация вместо котельных

Где эмиссии, там и загрязняющие вещества, поэтому снижая одно, убиваем двух зайцев.

 

И. Гайда, Сколтех

Ключевые итоги СОР:

  • Был слышен голос нефтегазового бизнеса, в наличии конфликт интересов
  • «начало конца ископаемого топлива» (с), формулировки в резолюции неоднозначные, но вектор на критическое снижение в ближайшую декаду – да
  • Хартия декарбонизации нефтегазовой отрасли – достаточно жесткие цели (охваты 1 и 2) – в т.ч. Лукойл, Казмунайгаз
  • Утроить ВИЭ к 2030
  • Возвращается научная и экономическая разумность в климат-дискуссию, вернули атомную генерацию
  • Интеграция повестки продовольствия и здоровья (меньше потреблять, отказаться от нерационального эк роста в сверхпотреблении, 1% сверхбогатых людей) – а что такое справедливый энергопереход?
  • Компенсация расходов по адаптации, фонд ущербов и потерь

Преимущества России

  • Газ
  • Атом
  • Гидроэнергетика
  • Геологические возможности для будущих CCUS

Надо думать о справедливом энергопереходе для регионов, зависящих от углеводородов, уголь под риском.

 

Газпром

«В 4 энергопереходе снижения ни одного из видов ископаемых топлив не произошло», т.е. энергопереход не настоящий.

Все прогнозы заказные, а Газпром сделал «консесусный» – потребление энергии будет расти, доля энергетики в глобальных выбросах ПГ на земле – 4% (разошлись в данных с РЭА), а вообще влияет ли энергетика на климат? – “мы плохо знаем океаны и вулканы”.

Климат-стратегия ПАО Газпром до 2050 г утверждена в окт 2023, цель – снижение углеродоемкости по всей цепочке и создание max благоприятных условий для увеличения потребления природного газа.

В 17 раз дешевле перевести с другого топлива на газ, чем на ВИЭ.

Транспорт – нет технологии утилизации аккумуляторов.

Водород – очень много выбросов, если для электролиза энергия даже из российской низкоуглеродной сети.

Короче, газ – наше все.

Где же «резервы в кавычках перехода» – настоящий переход это замена основных ресурсов на газ – быстрый и большой экономический эффект.

Некая наука подтвердила, что «российский природный газ исключен из списка источников эмиссий метана», и вообще метан способствует охлаждению атмосферы, компенсирует до 30% парникового эффекта.

 

Росатом

Атомная энергетика включена и в РФ-, и в ЕС-таксономию

«Стремление к замыканию ядерного топливного цикла» + АСММ – атомные станции малой мощности как новый продукт для рынка, наземные и плавучие. Отличны для удаленных и изолированных без сети, плюс энергообеспечение новых месторождений и там мультипликативный эффект (добыча сырья, переработка, ВВП, рабочие места, налоги), а продукция низкоуглеродная, весь транспорт и техника на электричестве.

 

С.А. Солженицын, Сибирская генерирующая компания (СГК)

Стратегия инфраструктурного развития и развития стройкомплекса предполагает рост площади подушевой на 20% к 2030, эти площади надо отапливать. Пока нет координации между прогнозами и углеродным регулированием и и планами по стройке.

Надо стимулировать энергоэффективность, и дело не только в аудитах. Навязать стройке энергоэффективность сложно. Стимулы нужны на стороне спроса, и они должны быть с госучастием («полагались на рынок в 2009, и так себе вышло»).

Что могут теплоснабжающие – больше когенерации.

В целом предлагается для госполитики принцип конкурсности технологий и топлив, технологической нейтральности.

Если просто задать цели отраслям безотносительно затрат – получим дорогую энергию.

 

Русгидро

«Единственная компания в мире…» по разным поводам.

Поглощающая способность водохранилищ.

«Нас ведут за руку в карбоновую пропасть».

Диссонанс между планами развития территорий и требованиями по сокращению выбросов ПГ, например, если на Сахалине выполнить требования по развитию, то «будем налетать на повышенные штрафы за выбросы».

В пику газовикам аргумент – а давайте лучше переводить на электрокотлы с субсидией отопление.

 

В. Лукин, Kept

Прагматизм – это бизнесу относиться к декарбонизации не как к нагрузке, а как к усилиям для поддержки госполитики.

За централизацию систем теплоснабжения, сокращает потери.

Нужен рынок низкоуглеродных технологий и низкоуглеродных продуктов (А вот есть мнение, что низкоуглеродных технологий да, а низкоуглеродные продукты – это зло, не надо углеродной бедности, надо богатые углеродом продукты и циклическую экономику, т.е. не давать углероду эмитироваться из материалов и продуктов – прим. ред.).

 

Банк России

Цифровизация ЖКХ: 1) Качество учета и 2) уход от бумаги в документообороте (160 тыс деревьев в год минимум на платежки это нонсенс)

 

В некоторых местах только политкорректность сдерживает от комментариев, но заседание было презанимательное. Запись круглого стола доступна на сайте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Больше статей на тему энергоперехода на ЕВите

 

Энергопереход в России – какой и для чего

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.