Андрей Богатенков. КЖЦ на электробусы в Москве – что здесь интересно?

На портале госзакупок появились два лота на поставку Мосгортрансу 300 электробусов и их последующее сервисное обслуживание на протяжении 15 лет. Комментарий эксперта.

 

 

 

Андрей БОГАТЕНКОВ, 

эксперт по энергоэффективности
в бюджетной сфере

Мосгортранс закупает для города еще 300 электробусов и сразу отдает их сервисное обслуживание и ремонт подрядчику на все 15 лет жизненного цикла. 

Открыть на сайте госзакупок

Поставка городских электробусов с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет для нужд ГУП «Мосгортранс»

Начальная максимальная цена контракта (НМЦК): 5 692 395 703,40 руб., в том числе:

  • поставка 100 электробусов – 3 437 639 503,40 руб. (34+ млн рублей за штуку)
  • эксплуатация на протяжении 15 лет – 2 254 756 200,00 руб. (1,5 млн рублей в год на один электробус) или 25,01 руб./км (90 000 000 км / 100 шт / 15 лет = 60 000 км/год/автобус).

В рамках оказания услуг Поставщик обязуется обеспечить ежемесячный коэффициент технической готовности (КТГ) поставленных по Контракту электробусов на уровне 0,9 в течение 15 лет с момента принятия товара по соответствующему Акту приёмки-передачи товара.

 

Открыть на сайте госзакупок

Поставка городских электробусов с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет для нужд ГУП «Мосгортранс»

Начальная максимальная цена контракта (НМЦК):: 11 384 791 406,80 руб., в том числе:

  • поставка 200 электробусов – 6 875 279 006,80 руб. (34+ млн рублей за штуку)
  • эксплуатация 15 лет = 4 509 512 400,01,00 руб. или 25,05 руб./км (из расчета 180 000 000 км / 200 шт / 15 лет = 60 000 км/год/автобус).

В рамках оказания услуг Поставщик обязуется обеспечить ежемесячный коэффициент технической готовности (КТГ) поставленных по Контракту электробусов на уровне 0,9 в течение 15 лет с момента принятия товара по соответствующему Акту приёмки-передачи товара.

Видим, что закупки особо не отличаются от предыдущих, реализованных на старте проекта по закупке электробусов, кроме снижения стоимости единицы электробуса. В 2018 первые электробусы закупали по 37 млн руб., в новых закупках цена уже 34 млн рублей за штуку.

Также отметим, в соответствии с п.9.1. ТЗ в электробусе должен быть установлен дизельный отопитель с топливным баком для работы системы в течение 20 часов.

Отопитель включается при температуре ниже 0°С. Класс экологичности не указан. Умножив расход топлива в 4,2 литра в час при морозе -10°, получаем, что за 20 часов работы на линии электробус в день будет потреблять 84 литра топлива. Если разделить этот показатель пополам (при слабом морозе 0°…-5°), за смену электробус будет сжигать 42 литра топлива – почти половину дизельного автобуса (средний пробег автобуса в городе — 250 км, 40 литров на 100 км, т.е. 100 литров в день). Только 200 таких дизельных электробусов Москвы при 0° будут потреблять 8 400 литров дизельного топлива в день – расчеты взяты у коллег.

Это портит общую концепцию экологичности нового вида транспорта. Дизель сегодня вряд ли может рассматриваться как перспективный вид топлива, особенно учитывая потребности Москвы в транспорте. К слову, последние троллейбусы, которые закупали, имели печки повышенной мощности на электричестве. Этот вопрос и технически, и с точки зрения экономики и экологических последствий, очевидно, еще предстоит разрешить.

Интересно было бы увидеть результаты фактической эксплуатации первой партии московских электробусов. На официальном сайте мэра Москвы в сентябре 2018г., при старте проекта, приводились ожидаемые цифры экономии, в среднем 10% по сравнению с троллейбусом. За истекший год их наверняка можно обновить по фактическим показателям и сделать выводы о целесообразности использования модели контракта жизненного цикла.

 

Ну и с учетом технологического развития хочется верить, что в перспективе 15 лет эксплуатационные затраты должны сокращаться (будет развита зарядная инфраструктура, автоматизированы техническое обслуживание и ремонт, изменятся качество и сроки эксплуатации комплектующих, запасных частей и проч. Можно же помечтать?

upd 30.12.19 от EnergiaVita

В СМИ появилась информация со сравнительными характеристиками эффективности различных видов общественного транспорта, и электробусы там как бы на последнем месте. 

Читать

Однако не будем забывать, что как раз экологические эффекты здесь не учтены. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *