Экономика и духовность

Случайные открытия делают только подготовленные умы.

Блез Паскаль

 

Соломон РОЗИН,
Заслуженный энергетик РФ

Яков ЩЁЛОКОВ,
кандидат технических наук, заслуженный энергетик РФ

 

Генри Томас Бокль (1821–1862) утверждал в своей “Истории цивилизаций”, что развитие цивилизаций заключается исключительно в прогрессе знаний. Однако мы считаем необходимым добавить к этому степень овладения энергией (начиная с первобытных костров), ответственность человека перед собой и своим окружением, а также способность к эмпатии[i] и к увеличению сферы и глубины мышления.

 

 

Рис. 1. Основные производственные ресурсы и потоки энергии в экономике

 

Не существует единого определения духовности[ii] (цивилизации[iii]) и времени её возникновения, более того, эти понятия то разделяют, то объединяют; духовность, по-видимому, нельзя тесно связать с такими этапами в жизни человечества, как появление наскальных изображений, письменности, образование государств и городов и т.п. Настоящая духовность всегда направлена на улучшение окружающего мира и его гармонизацию.

Духовность (цивилизация) как непрерывающийся поток мышления и его материальные проявления, передаваемые от поколения к поколению, возникают, развиваются и накапливаются в результате непрерывного эволюционного процесса с момента отделения человечества от остального животного мира, осознания этого явления и структурного преобразования мозга – возникновения новой области головного мозга – тонкой коры неокортекса (neocortex).

Неокортекс занимает около 96% поверхности полушарий головного мозга, имеет толщину 1,5–4 мм. Состоит из 6 горизонтальных слоёв и вертикальных колонок, содержащих триллионы нейронов.

Неокортекс выполняет три основные группы функций:

  • сенсорные: восприятие и обработка информаций от органов чувств;
  • моторные: осуществление двигательных функций;
  • ассоциативные: пространственное сознательное мышление[iv], память, эмоциональный контроль, эмпатия, планирование, речь, творчество и др.

 

Человечество возникло около 2,8 млн лет назад и прошло через ряд уже исчезнувших боковых эволюционных линий. Примерно 200–300 тыс. лет назад в Африке сложился современный вид человека Homo sapiens (человек разумный), ареал обитания которого 60–80 тыс. лет назад охватывал уже почти всю планету (кроме Америки, где он появился ~15 тыс. лет назад). История древнейших цивилизаций на Земле нам известна примерно с 5 тысячелетия до н.э., около 7000 лет.

В процессе эволюции неокортекс развивался и усложнялся (а через него и духовность человека) под влиянием внешних природных условий (обледенений, засух, землетрясений, наводнений, извержений вулканов, метеоритных атак и т.п. и соответствующих изменений климата) и материальных выражений деятельности человека; духовность развивает свои материальные проявления, таким образом, шла непрерывная обоюдная и взаимосвязанная эволюция духовности и цивилизации, их сращивание.

Процесс развития каждого человека постоянно происходит за счёт воспитания, образования и жизненного опыта; как показал целый ряд примеров, ребёнок, с момента своего рождения лишённый по каким-либо причинам общения с человеческим обществом, к взрослому состоянию необратимо превращается в “маугли”.

Приведём несколько определений цивилизации (духовности), заимствованных из литературных источников:

  • цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) – устойчивая развивающаяся система духовных и материальных основ единого общества, делающая его субъектом всемирной истории;
  • цивилизация – ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественно-политической формации;
  • цивилизация – термин, близкий к понятию культуры, иногда её называют стадией развития культуры в определённые эпохи (древнекитайская, египетская, древнегреческая, римская, европейская, российская и др.);
  • всё гениальное и прекрасное, созданное человеком в технике, литературе, искусстве, короче, во всех сферах жизни, обязано своим появлением духовности;
  • “цивилизация – ступень общественного развития, следующая за варварством” – Л. Г. Морган (1818–1881) и Ф. Энгельс (1820–1895);
  • “цивилизация (духовность) – вторичная производная, высший цвет материи” (Ф. Энгельс);
  • по С.И. Ожегову[v], духовность – это:
    • – сознание, мышление, психические способности, то, что побуждает к деятельности, начало, определяющее поведение, действия;
    • – внутренняя моральная сила;
    • – содержание, истинный смысл чего-либо.

 

По нашему мнению, духовность заслуживает более развёрнутого определения.

Духовность (цивилизация) – это непрерывно развивающаяся, исключительно важная способность и одновременно органическая потребность человеческого сознания к мышлению и его материальному проявлению: в философских, социальных, политических, экономических, революционных, реформаторских, религиозных движениях, идеях, теориях и в создании соответствующих систем, организаций и государств; в нормах морали и законодательства; в эмпатии, гуманном и ответственном отношении между собой и окружающими людьми (между гендерами и в семье, с друзьями, сослуживцами, со стратами и государствами, а в будущем, возможно, с искусственным интеллектом или с внеземными цивилизациями[vi]); в гражданской позиции на своей родине; в общественной, политической, экономической, государственной, хозяйственной, образовательной, научной, здравоохранительной, технологической, культурной… деятельности и в соответствующем творчестве; в расширении сферы интересов, возникновении новых стимулов и усилении яркости чувств, при усвоении поступающей информации; в изучении, уважении и сохранении истории и её памятников; в создании и сбережении произведений литературы и изобразительных искусств, музыки и других культурных ценностей; в рациональном природопользовании и охране флоры и фауны; в общечеловеческой солидарности при различных мировых катаклизмах (космических, планетарных, политических, экономических, биологических, техногенных, военных, террористических и т.п.)…

Несомненно, к духовности относится и идеология, которая значительно повышает целенаправленность и силу действия самой духовности, отражающей разнообразные и порой противоречивые интересы человека.

Таким образом, духовность представляет концентрированное выражение цивилизации, её фундамент и в то же время её мозг, исходя из интересов человечества, она управляет цивилизационными процессами и ими же порождается. Носителем духовности является человек, через которого она имеет свойство пассионарности[vii].

Духовность значительно увеличивает энергию действия человека, его настойчивость, усилия, целеустремлённость, старание, удовлетворённость, чувство удовольствия, творческие способности, выносливость, чувство прекрасного. Духовность препятствует порокам, грехам и нарушениям общественных установлений. Она же придаёт каждому человеку способность быть полноправным гражданином своего государства.

Духовность (цивилизация) в экономике представляется как эволюционное развитие эффективности использования основных производственных ресурсов (природных и созданных человеком), что ведёт к развитию мышления и наоборот, то есть существует прямая связь между эволюцией мышления и технологий.

 

К основным производственным ресурсам (ОПР) относятся (см. рисунок):

  • первичная энергия, содержащаяся в природе (Солнце, природный газ, нефть, уголь, движение воды и ветра, геотермальное тепло, сырьё для атомной энергии…);
  • производная энергия, полученная путём преобразования первичной энергии (электроэнергия, тепло, бензин, горячая вода, пар, водородное топливо, механическая энергия…);
  • скрытая или овеществлённая энергия, уже потраченная энергия на производство сооружений, оборудования, агрегатов, машин, приборов, технологических программ… на добычу и переработку энергетических и сырьевых ресурсов, на транспорт, на любые расходные материалы, на уже изготовленную конечную продукцию или полуфабрикаты и др.;
  • труд человека в энергетическом эквиваленте, то есть в количестве всех видов энергий, израсходованных для производства предметов его непосредственного потребления (в зависимости от рыночной стоимости для каждого конкретного работника, обусловленной соотношением спроса и предложения).

 

Вышеприведённые четыре основных производственных ресурса непосредственно влияют на объёмы производства, количество товаров, затраты и т.п. Остальные основные производственные ресурсы оказывают своё влияние или действие через них. Они обладают скрытой потенциальной энергией, проявляющей себя по мере использования:

  • скрытая потенциальная энергия всех доступных человеку природных ресурсов в ноосфере (флора, фауна, месторождения полезных ископаемых, почва, вода рек, морей и океанов, атмосфера планеты и др.), а также климатические и географические факторы;
  • скрытая потенциальная энергия духовности (цивилизации), образующая “человеческий капитал”, управляет собственным функционированием и остальных ОПР, их развитием и повышением эффективности применения, что особенно усиливается под влиянием идеологии;
  • скрытая потенциальная энергия накопленного, эмитированного, фиатного или заёмного капиталов, управляющая распределением основных производственных ресурсов, организацией и стимулированием производства и спроса, осуществляющая тактическое руководство экономикой;
  • скрытая потенциальная энергия, осуществляющая стратегическое руководство политической, силовой, экономической и социальной деятельностью государства, общественными или частными организациями и отдельными лицами по обеспечению обороны и правопорядка, образования, здравоохранения, научной работы, социального обеспечения, соблюдения законности во всех сферах деятельности (финансовой, хозяйственной, социальной, судебной…), составление бюджета и государственных расходов, установление критерия социального развития (соотношения между расходами на домашнее хозяйство и другими затратами).

 

Все ОПР находятся в тесной связи и непрерывном взаимодействии, что позволяет им в полной мере проявлять свои свойства; в процессе развития они одновременно самостоятельны и ограничивают друг друга, а порой вступают в антагонизм.

В течение последних 100 лет на Земле в ускоряющемся темпе произошли крупнейшие исторические события: две кровопролитные мировые войны с двадцатилетним промежутком между ними; социалистическая революция в России, распад старой колониальной системы и образование новой; изобретение химического, биологического и ядерного оружия; организация двух противоборствующих военно-политических блоков – страны Варшавского договора во главе с СССР и страны НАТО во главе с США; научно-технологическая революция и установление гегемонизма (политическое, экономическое, военное превосходство, контроль одного государства над другими) США в экономике и около 20 локальных (региональных) войн после 1945 г.; распад Варшавского договора и раздел СССР на пятнадцать самостоятельных республик; вступление Китая (2 место) и Индии (5 место) в число стран с крупнейшими экономиками; противостояние России, Белоруссии, Китая, Ирана, Кубы и других стран коллективному Западу во главе с США; военные действия России против коллективного Запада на территории Украины, возрастание угрозы ядерной мировой войны.

Под влиянием и на фоне этих событий в мире совершается научно-технологическая революция (НТР): перестройка общественного производства на основе высокопроизводительных, наукоёмких и трудосберегающих технологий, АСУ, компьютеризации, микропроцессорной техники, информатики, цифровизации, робототехники, композитных материалов, биотехнологии, искусственного интеллекта и т.п.

Технологическая революция ведёт к экономии живого труда и большим затратам первичной энергии, которые за это же время (около 70 лет) выросли в 6 раз, соответственно во много раз увеличили расход производной и скрытой энергии. При этом также радикально изменяется роль важнейших из основных производительных сил – человека и духовности, а рост производства (и потребления) вместе с расходом энергии увеличивают экологическую нагрузку на природу и требования к энергоснабжению. В Европе в настоящее время даже проявился рукотворный энергетический кризис, приводящий к инфляции, деиндустриализации, безработице.

Видные русские учёные второй половины XIX века и первой половины ХХ века – Н.А. Умов, С.А. Подолинский, А.А. Богданов, В.Ф. Оствальд, В.И. Вернадский, А.Е. Ферсман, Н.М. Федоровский… в полном соответствии с физической природой технологических производства и потребления обосновали необходимость введения единой энергетической единицы для оценки количественных характеристик естественных производительных сил (природных ресурсов) и затрат на производство объектов техники[viii].

Возросшие требования к обоснованности и точности экономических расчётов и анализов в условиях НТР неизбежно привели к созданию экономической теории, основанной на измерении расходов энергии в технологических процессах (произведённой работы) в единицах энергии вместо обычных денежных единиц, курс которых относительно стоимости товаров и услуг зависит от многих причин.

Уральские учёные – С.Е. Розин, Я.М. Щёлоков, В.Г. Лисиенко – предложили особую синергетическую науку “Экономическая теплофизика” (ЭТФ), объединяющую экономику, техническую теплофизику и социологию и использующую единицу измерения энергии (физическую константу) для расчётов, анализа, совершенствования управления, сбалансирования и оптимизации ОПР и всех сторон взаимосвязанных технологических процессов производства и потребления товаров и услуг, необходимых для существования, воспроизводства и развития человечества и его духовности (цивилизации), а также их защиту совместно со средой обитания от различных катаклизмов; космических (процессы на Солнце, метеориты, астероиды, кометы…), планетарных (землетрясения, извержение вулканов, наводнения, засухи, ураганы…), биологических (главным образом эпидемии, вызванные пассионарными процессами в вирусных средах), военных (применение оружия массового уничтожения: ядерного, химического, биологического), террористических, мировых экономических и энергетических кризисов, экономических и информационных опасностей и т.д. Главная трудность использования ЭТФ состояла в разнородности оцениваемых составляющих ОПР, технологических процессов и этапов производства, в применении различных форм (видов) энергии и многообразии материалов, машин, транспорта, типов услуг, структур рыночного хозяйства и государственных устройств. Объединяет всё расход энергии для производства любой работы[ix].

 

Поэтому ЭТФ основана на следующих принципиальных положениях:

  1. Принятие в качестве универсальной мировой единицы измерения в экономике (валюте) единицы измерения энергии – физической константы, что ставит экономику в один ряд с большинством наук, использующих метрическую систему СИ (1 кг у.т. = 7000 ккал = = 29,308 МДж = 8,148 кВт·ч).

При этом наиболее удобной единицей (хотя это и не принципиально) является 1 кг условного топлива ввиду: широкого применения в энергетике и в других технологиях для нормирования, оценки удельных расходов энергии, различных теплофизических расчётов и др.; важна близость этой единицы к масштабу существующих мировых валют (например, при продаже нефти 1 кг у.т. соответствует примерно 0,5 долл., угля – 0,35 долл., а природного газа – 0,9 долл.); достаточного количества энергии в добываемом первичном топливе для осуществления всех функций денег.

  1. Введение критерия социального развития Sr – распределение потребления между индивидуальными (потребление домохозяйств) и коллективными (общегосударственные расходы[x]), которые фактически и составляют в основном так называемый “безусловный базовый доход” населения (ББД), определяемый государством[xi].
  2. Затраты человеческого труда учитываются в энергетическом эквиваленте – расходе энергии на предметы прямого потребления человека (“расходы домохозяйств”), так как стоимость физического или интеллектуального труда невозможно определить по физиологическим затратам энергии человека (интенсивность, тяжесть и вредность труда) и порой даже по результатам.

Средняя стоимость труда в ЭТФ определяется по балансовым уравнениям[xii]:

 

где e – энерговооружённость, кг у.т./чел.·ч.

 

Конкретная величина стоимости труда для каждой профессии в рыночном хозяйстве в основном зависит от соотношения спроса и предложения и, конечно, от экономического и социального развития общества.

  1. Анализ и учёт в каждой технологической операции скрытой или “овеществлённой” энергии, без чего невозможно даже сопоставить энергетические и экономические расчёты.

Скрытая энергия – это энергия, израсходованная на получение материальных компонентов производства, транспортные услуги и т.п. Для материалов долгосрочного использования (сооружения, оборудование, агрегаты, машины, инструмент) она учитывается с коэффициентом амортизации, а для остальных – по мере потребления (сырьё, пищевые продукты и др.).

С начала НТР ввиду ускорения обновления основных фондов доля расходов скрытой энергии стала резко увеличиваться. Государственные дотации на производство “зелёной энергии” в основном зависят от скрытой энергии оборудования.

При расчёте применения первичной и производной энергии в технологиях должна учитываться скрытая энергия, потраченная на их добычу (производство), транспорт, возможные потери, ликвидацию отходов и др.

  1. Стоимость конечных товаров и услуг определяется по сквозному расчёту по всему технологическому процессу (например, для металлургии от добычи руды, топлив и других видов энергии до получения прокатных изделий) затрат всех видов энергии: человеческого труда, первичной, производной и скрытой.
  2. Стоимость экологических затрат определяется расходами всех видов энергии на их ликвидацию или утилизацию.
  3. Эмиссия номинированных в единицах энергии денег (валюты) осуществляется государством в определённом соответствии с количеством добываемой первичной энергии.
  4. ВВП рассчитывается как сумма энергетических стоимостей всех конечных товаров и услуг в диалектическом сочетании с предварительным определением при помощи анализа сквозных расчётов НЭТ (максимально энергоэффективной технологии) и МЭТ (максимально экологичной технологии), в которых и фиксируется синергетический эффект применения ЭТФ в экономике.

 

ЭТФ является синергетической наукой, для её создания и интенсивного использования необходимо привлечение знаний:

  • технологий (технологические процессы, агрегаты, материалы, АСУ, цифровизация взаимозаменяемости и др.);
  • энергетики (поиск новых источников энергии, процессы её получения, способы и законы передачи энергии, агрегаты, транспорт, оборудование и др.);
  • экономики (основные законы, экономические теории, калькуляции, сквозные расчёты, функции денег, ценообразование, спрос и предложение, монетаризм, Д.М. Кейнс и т.д.);
  • социологии (критерий социального развития, энергетический эквивалент человеческого труда, рабочая сила как товар, человек как творец развития науки, техники и общества…).

Эти знания позволяют при сквозных расчётах вариантов технологий добиваться минимизации затрат энергии в каждом отдельном процессе (НЭТ).

 

При применении ЭТФ критерием улучшения жизни общества будет служить не рост ВВП, а увеличение критерия социального развития Sr, средней стоимости труда и энерговооружённости.

ЭТФ приводит: к уменьшению роли финансового сектора экономики у спекулятивного бизнеса, а в целом к снижению негативного воздействия (колониального) нескольких высокоразвитых стран (“золотого миллиарда”) на мировую экономику; к оптимизации мирового потребления и расхода энергии; к снижению экологической нагрузки на планету. Очевидно, что основными должны быть налог на добычу полезных ископаемых и налог на потребление энергоресурсов. Также эмиссия денег, номинированных в единицах энергии, должна находиться в соответствии с производством первичной энергии.

Каждый из основных производственных ресурсов, а также составляющие их компоненты имеют свои стимулы для развития и формируются самостоятельно. В то же время происходят процессы их влияния друг на друга, непрерывного взаимодействия, поддержки и ограничения, а иногда антагонизма, что не только мешает полностью проявлять свои качества, но и приводит к потерям энергии. Поэтому ЭТФ должна использоваться не только как экономическая наука, а стать инструментом для научного направления, изучающего, анализирующего и согласующего между собой как сами ОПР, так и составляющие их отрасли и науку, используя для измерений единицу энергии. Человек – центр, мозг и хранитель духовности, а также её проводник к основным производственным ресурсам, а также к их обратной связи, его разнообразные интересы как творческого производителя и потребителя всех производимых ценностей на Земле создают стимулы для взаимозависимого и оптимизированного развития себя, духовности и остальных ОПР, всей человеческой цивилизации в целом.

В своей деятельности человек опирается и действует, внося своё творческое начало, через духовность (используя имеющиеся знания), скрытую энергию (достигнутый уровень развития производительных сил), государство (для организации всего порядка жизни на Земле и стратегического управления), ноосферу (открывая и используя все полезные природные ресурсы Земли и ликвидируя отходы своей деятельности), капитал (для тактического управления любой деятельностью, направляя потоки энергии в различных формах в нужное место и время), непосредственно используя энергию (для работы по производству любых ценностей и для измерения произведённой работы).

Остановимся на важных для понимания основных финансово-экономических противоречиях современного капитализма, придающих ему колониальный характер.

  • Постоянно возрастающее отличие величины накопления капитала за счёт неиспользуемой прибыли от прироста стоимости материальных ценностей, образующихся при разности между производством и потреблением, ведёт к инфляции.
    Вот как об этом говорил американский экономист и философ Иммануил Валлерстайн (1930–2019) – основатель эпистемологической[xiii] мир-системной теории[xiv]: “…современная мировая система, в которой мы живём, не может продолжаться потому, что она слишком отклонилась от равновесия и больше не позволяет капиталистам бесконечно накапливать прибыли”.
  • Наличие у главных капиталистических стран профицита государственного бюджета, больших внешних государственных долгов, превышающих ВВП, и значительных военных расходов.
  • Установление курсов валют не в соответствии со средней стоимостью и массой производимых товаров (например, по предложенному английским научным журналом “Экономист” курсу по “Биг Маку”), а по стоимости товаров высоких технологий и по валюнтаристским курсам центральных банков крупных стран или закрытых экономических блоков.
  • Использование бумажных денег и их эмиссия, не имеющая фиксированного материального обеспечения.
  • Получение прибыли в финансовом секторе экономики, не производящем материальные ценности.
  • Несоответствие между фактической стоимостью товаров и услуг, определяемой работой по их производству (затратами энергии), и их стоимостью в бумажных деньгах.
  • Монополизм транснациональных кампаний и замкнутых экономических блоков.
  • Агрессивная международная политика главных капиталистических стран по отношению к суверенитету и финансово-экономической системе других государств путём локальных войн, экономических санкций, таможенных правил, грабительских кредитов, установления потолка цен на энергетические и другие сырьевые ресурсы, эксплуатации дешёвой рабочей силы, солидарной одиозной пропаганды и т.п.
  • Поддержание комфортного уровня жизни “среднего” класса своего населения (“золотого миллиарда”), значительно превышающего уровень жизни в других странах.

Синергетическая теория ЭТФ направлена на ослабление действия или даже на частичное устранение этих противоречий. ЭТФ – порождение духовности и одновременно её инструмент для измерения и анализа всех сторон функционирования основных производственных ресурсов и отдельных технологий, использующих какую-либо форму энергии для производства работы.

 

Заключение

  1. Духовность (цивилизация) – исключительно важная способность и одновременно потребность человечества (проявляющаяся с момента его возникновения – образование и усложнение тонкой коры головного мозга – неокортекса (neocortex), непрерывно развивать, накапливать и передавать от поколения к поколению знания и их материальное воплощение, создавая, таким образом, цивилизацию.
  2. Духовность пробуждается у каждого индивидуума при условии его воспитания с момента его рождения в человеческой среде, дальнейшем образовании и получении жизненного опыта. Она выражается в реальном восприятии своего существования, в эмпатии и культуре поведения, в самостоятельном и креативном мышлении и во взаимодействии с социумом.
  3. Человек – это центр, мозг и хранитель духовности, а также её проводник к основным производственным ресурсам (ОПР) и к их обратной связи. Его всевозможные интересы как творческого производителя и потребителя конечных товаров и услуг создают стимулы для взаимозависимого и оптимизированного развития себя, духовности и остальных ОПР, то есть цивилизации.
  4. Существование человечества обеспечивается путём развития и регулирования использования основных производственных ресурсов, которые фактически и составляют богатство каж дой страны, что регулирует:
  • первичная, производная и скрытая энергия, а также энергия человеческого труда (в энергетическом эквиваленте);
  • скрытая потенциальная энергия, проявляющая себя через ОПР прямого действия по мере их использования; ноосфера, государственные структуры, денежные капиталы и духовность (цивилизация).
  1. Работа всех основных производственных ресурсов на 100% совершается за счёт расхода добытой первичной энергии и всех её преобразованных форм, которые за время НТР (1950– 2022) выросли во много раз, что резко обострило политические, энергетические, экономические, экологические и другие проблемы в мире.
  2. Основное противоречие в функционировании ОПР для жизни человечества (и особенно со стороны экономики) составляет несоответствие между потоками расходуемой энергии и денежными эквивалентами, не имеющими в течение последних 50 лет точно зафиксированной материальной основы, которая существовала до этого, 7000 лет известного нам, периода цивилизации на Земле.
  3. Разрабатываемая с конца 70-х гг. ХХ века синергетическая наука “Экономическая теплофизика” (ЭТФ) соединяет экономику, техническую теплофизику и социологию и использует единицу измерения энергии – физическую константу – для измерения, расчётов, анализа, управления и балансировки ОПР и всех сторон взаимосвязанных технологических процессов производства и потребления товаров и услуг, необходимых для существования, воспроизводства и развития человечества и его духовности (цивилизации), а также их защиту совместно со средой обитания от различных мировых катаклизмов: космических, планетарных, биологических, военных, террористических, экономических, экологических, техногенных и др.
  4. ЭТФ основывается на следующих положениях:
  • за единицу измерения в экономике принимается единица измерения энергии – физическая константа, что вводит ЭТФ в число наук, использующих метрическую систему СИ;
  • затраты человеческого труда учитываются в энергетическом эквиваленте – расходе энергии на предметы прямого потребления человека (“расходы домохозяйств”);
  • стоимость конечных товаров и услуг определяется по сквозному расчёту затрат всех видов энергии: человеческого труда, первичной, производной и скрытой;
  • первичная энергия – природный ресурс, производная энергия – получается из первичной, скрытая (или овеществлённая) – затраты энергии на производство материальных компонентов технологий;
  • критерий социального развития – распределение потребления между индивидуальными (потребление домохозяйств) и коллективными (общегосударственные расходы), которые фактически и составляют так называемый безусловный базовый доход населения (ББД);
  • эмиссия номинированных в единицах энергии денег (валюты) осуществляется государством в определённом соответствии с количеством добываемой первичной энергии;
  • ВВП рассчитывается как сумма стоимостей всех конечных товаров и услуг в диалектическом сочетании в предварительным определением НЭТ и МЭТ, в которых фиксируется синергетический эффект применения ЭТФ в экономике.
  1. ЭТФ является не только синергетической экономической наукой, но и научным направлением для изучения (анализа) отдельно друг от друга развивающихся ОПР, способствующим их целенаправленному взаимодействию, оптимизации, балансировке и т.п. ЭТФ существенно ограничивает колониальный характер современного капитализма (за счёт локальных войн и накопленных мировых валют и их необеспеченной эмиссии, финансовой политики, санкций, спекуляций и др.).
  2. Государство – это политическая, управляющая и охраняющая свою экономическую и социальную структуру организация, объединяющая имеющих общий язык общения, историю и культуру и национальную идею людей в соответствии с их социальной природой для наилучшего осуществления своих индивидуальных и коллективных интересов на определённой территории, с необходимыми для жизни природными ресурсами.

В число функций государства входит стратегическое управление экономикой и финансами страны (в частности налоги, составление и исполнение бюджета, денежная эмиссия, задание критерия социального развития), в то время как тактическое управление осуществляется рынком путём движения капитала.

  1. Национальная идея России – сплочение и дружба равноправных народов Российской Федерации и союзных государств, при этом в качестве главного языка общения принимается русский, а также происходит бережное взаимопринятое объединение давно связанных истории, культуры и других цивилизационных ценностей.

Географическое расположение, богатые природные ресурсы и обширная территория позволяют наиболее энергоэффективно, максимально экологично и выгодно использовать самые передовые технологии для создания и защиты справедливого всесторонне развивающегося экономически, духовно и социально общества (обществ) с доброжелательными отношениями с другими народами мира.

 

[i] Эмпатия – это осознанное понимание внутреннего мира и состояния другого человека, способность сочувствовать и сопереживать.

[ii] Духовность – степень принятия высших образцов человеческой культуры, моральных и нравственных принципов и общечеловеческих духовных ценностей.

[iii] Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) – в общефилософском значении: социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства).

[iv] Пространственное мышление – важный элемент умственной деятельности человека. Оно отвечает за ориентацию в пространстве, способность к решению задач по геометрии, возможность представления объектов в трёхмерном измерении.

[v] Ожегов С.И. Словарь русского языка. 17-е изд. М.: Русский язык, 1985.

[vi] Розин С.Е., Щёлоков Я.М. Искусственный интеллект и мы // Энергия: экономика, техника, экология. 2022. № 3.

[vii] Пассионарность – свойство живой биологической среды внезапно под влиянием внешних условий или без их видимого влияния абсорбировать из внешней среды больше энергии, чем это требуется для самосохранения данного вида, и выдавать эту энергию импульсно в виде целенаправленной работы по воздействию на окружающую среду.

[viii] Розин С.Е., Щёлоков Я.М., Лисиенко В.Г. Принципы экономической теплофизики в политике и экономике // Энергия: экономика, техника, экология, 2022. № 10; Розин С.Е., Щёлоков Я.М. Искусственный интеллект и мы // Энергия: экономика, техника, экология. 2022. № 3.

[ix] Розин С.Е., Щёлоков Я.М., Лисиенко В.Г. Экономии энергии научную основу // ЭКО, экономика и организация промышленного производства. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1984; Розин С.Е., Щёлоков Я.М. Энергетический анализ: новая методика // Наука Урала, 1988. 25.08.1988. № 34 (384); Розин С.Е., Щёлоков Я.М. Энергетика человеческого труда // Наука Урала, 1989. № 3, 07.12.1989. № 484 (397); Розин С.Е., Щёлоков Я.М. Энергетический анализ общественного производства // Проблемы энергосбережения. Республиканский межведомственный сборник научных трудов. Вып. 8. АН Украины. Институт проблем энергосбережения. Киев: Наукова думка, 1991; Розин С.Е., Щёлоков Я.М., Лисиенко В.Г. Энергетическая теория стоимости // Энергия: экономика, техника, экология. 2019. № 8; Розин С.Е., Щёлоков Я.М., Лисиенко В.Г. Экономическая теплофизика // Энергия: экономика, техника, экология. 2021. № 9.

[x] Общегосударственные расходы включают затраты на управление, правопорядок, здравоохранение, оборону, образование, науку, пенсии и социальные выплаты, воспроизводство населения, развитие инфраструктуры, финансирование различных отраслей народного хозяйства и др.

[xi] Розин С.Е., Щёлоков Я.М., Лисиенко В.Г. Энергетическая теория стоимости // Энергия: экономика, техника, экология. 2019. № 8; Розин С.Е., Щёлоков Я.М., Лисиенко В.Г. Энергетическая теория стоимости // Энергия: экономика, техника, экология. 2021. № 9.

[xii] Розин С.Е., Щёлоков Я.М. Искусственный интеллект и мы // Энергия: экономика, техника, экология. 2022. № 3; Розин С.Е., Щёлоков Я.М. Энергетический анализ общественного производства // Проблемы энергосбережения. Республиканский межведомственный сборник научных трудов. Вып. 8. АН Украины. Институт проблем энергосбережения. Киев: Наукова думка, 1991; Розин С.Е., Щёлоков Я.М., Лисиенко В.Г. Энергетическая теория стоимости // Энергия: экономика, техника, экология. 2019. № 8; Розин С.Е., Щёлоков Я.М., Лисиенко В.Г. Экономическая теплофизика // Энергия: экономика, техника, экология. 2021. № 9

[xiii] Эпистемология – философско-методологическая дисциплина, исследующая знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие.

[xiv] Валлерстайн И. Есть ли будущее у капитализма? М.: Изд-во Ин-та Е. Гайдара, 2017.

 

Статья подготовлена для журнала “Энергия. Экономика. Техника. Экология” и опубликована в №6, 2023. На сайте ЭнергиаВита публикуется по инициативе авторов.

 

Больше материалов авторов

 

Энергетическая теория стоимости как ответ на вызовы денежных расчетов и искусственного интеллекта

Share:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.