Заключение энергосервисных контрактов в жилом секторе остается актуальным вопросом для жителей, ресурсоснабжающих компаний, управляющих организаций, органов местного самоуправления. В силу ряда причин энергосервис в МКД пока не получил массового развития, в особенности непросто развивать энергосервисные контракты по экономии тепловой энергии.
Продолжаем разбирать эту тему.
Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности
в бюджетной сфере
и информационных систем
Горячо приветствуем популяризаторскую статью по энергосервису за подписью директора регцентра – ГКУ Энергетика – на сайте Правительства Москвы!
Открыть статью
Энергосервису – да!
Энергосервису в жилищном секторе – да!
Писать понятным для людей языком и с картинками – трижды да!
А теперь по делу.
Энергосервис по теплу в МКД имеет уязвимости, об этом подробно писали здесь:
Андрей Богатенков. Потребление тепловой энергии в МКД – как заключить энергосервисный договор?
Там мы разобрали специфику различных технических решений по погодному регулированию теплопотребления – АУУ, ИТП, БИТП, а также возможные схемы подключения.
А также показали, почему пока недостаточно проработана методология и нормативная база подобных энергосервисных договоров. Сложности могут возникнуть и с границами договора (общедомовые нужды или полное потребление), способами оплаты за тепловую энергию (по схеме 1/12 или 1/7), с определением цены контракта и так далее.
С 2013 по 2020 год энергосервисные договоры … по установке энергоэффективного оборудования для отопления заключили 1573 дома
Отражением этих рисков, видимо, является тот факт, что в Госдокладе о состоянии энергосбережения-2019 про эти полторы тысячи эско-контрактов информации нет. Как и отсутствуют утвержденные на уровне Москвы типовые формы подобных контрактов, несмотря на их количество.
Для установки в доме энергосберегающего оборудования договор должны подписать не менее двух третей собственников жилья. В случае положительного решения управляющая компания подписывает договор с инвестором, в котором ГКУ «Энергетика» выступает третьей стороной.
Многие регионы задумываются о включении в энергосервисный контракт регионального центра энергоэффективности в качестве третьей стороны, однако юридических или нормативных обоснований этому нет, и случись несогласие сторон, от суда это не убережет.
Есть и технические вопросы. Как отбираются дома для заключения контрактов? Что происходит с ЦТП и остальными МКД, подключенными к тому же ЦТП, что и дом, ставший объектом энергосервиса?
За счет установки энергосберегающего оборудования в этих домах уже сэкономлено энергоресурсов на один миллиард 800 миллионов рублей
Вызывает сомнения приведенная цифра экономии в 1,8 млрд рублей – это верифицированная величина? Возможно, это суммарная стоимость контрактов?
Мы хотим сделать систему открытой, понятной, чтобы все жильцы могли увидеть все данные онлайн.
И по перспективам. Открытость и прозрачность нужны, но когда расчеты за тепло происходят по схеме 1/12, т.е. на протяжении всего года по данным прошлого года, в режиме реального времени жители никак не смогут увидеть результаты энергосервисного контракта. Не говоря уже о том, что в контрактах предусмотрен фиксированный платеж.
Все эти вопросы требуют доработки как на федеральном уровне, так и в каждом регионе. Несомненно, большое значение имеет информирование населения, потребителей о технических возможностях и финансовых моделях, последствиях подобных договоров. Надеемся на успех работы в Москве по типизации форм документов для энергосервиса в тепле и снижение рисков подобных контрактов.