Заканчивается високосный год. На нашей памяти не было ничего подобного среди других високосных. И одно из отличий – всегда была уверенность, как только этот високосный год закончится, все вернется на круги своя. Но на этот раз не вернется. И дело не только в COVID.
Яков ЩЕЛОКОВ,
заслуженный энергетик РСФСР,
заслуженный изобретатель РСФСР,
лауреат премии Совета министров СССР
Михаил СЕМЕНОВ,
СРО “Союз “Энергоэффективность”
Под занавес 2020 вновь зазвучали оценки по проблемам энергоэффективности, а именно, как и почему все это произошло, и, естественно, кто виноват? Попробуем напомнить отдельные этапы этого процесса, которые уже стали историей.
Позволим себе назвать одним из первых итогов извращения в 90-х годах идеологии развития энергетического хозяйства страны, при становлении капиталистической России, – им стала разработка пакета новых федеральных законов.
Во-первых, закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (№ 41-ФЗ от 14.04.1995 г.). Во-вторых, закон «Об энергосбережении» (№ 28-ФЗ от 03.04.1996 г.). Авторы этого пакета законов писали, что они установят тарифы на энергию не ниже, чем в странах путеводного Запада, и все потребители в РФ сразу займутся энергосбережением. И через 5-7 лет Россия будет самой энергоэффективной страной в мире.
Причем от этих авторов нигде не прозвучало, что созданная в СССР единая энергосистема способна, например, конечных потребителей обеспечивать электроэнергией на уровне 220 В с КПД не выше 20%. Проще говоря, энергосистема СССР работала для населения в формате т.н. «перекрестного субсидирования». То есть, надо было в 90-х не только тарифы задирать, а вначале писать федеральный закон «О перестройке Единой энергосистемы СССР для будущей капиталистической России», так как в капиталистических странах тарифы на электроэнергию для населения много выше.
А вместо разработки этого судьбоносного закона началась крутая приватизация. Что говорил тогда нынешний спецпредставитель по развитию: придут люди с Запада, и наша энергетика заработает с КПД не менее 60%. И принятая в 1995 году идеология развития энергохозяйства России сохраняется до сих пор.
А что стал делать уже в 1996 г. промышленный потребитель преобразованных энергетических продуктов? Он не стал ждать обещанных ему заоблачных тарифов, а начал строить собственные котельные. Их сейчас переизбыток по установленной мощности в несколько раз. Так же не менее активно и практически бесконечно протекает процесс «ликвидации» перекрестного субсидирования посредством введения особого тарифа для особой группы потребителей.
Еще один из итогов для городского населения: по данным Минэкономразвития России, в централизованных системах теплоснабжения топливная составляющая тепловой энергии выросла примерно на 40% по сравнению с ситуацией, имевшей место в СССР. И процесс передергивания энергетического каната уже в полностью капиталистической России продолжается с нарастающей активностью. Пример – публикация Караулова по поводу тарифов на Рязанской ТЭЦ по итогам прошедшей ежегодной пресс-конференции.
В заключение еще один современный пример. Ниже приведен перечень нормативных документов, изданных за последние 10 лет по энергоэффективности зданий, в том числе уже и с участием действующего ныне Правительства России. Позволим обратить внимание, что стиль подготовки документов во многом сохраняется. Например, не успели засохнуть чернила на постановлении Правительства № 2035, как его отменяют. Новый документ еще в стадии обсуждения на сайте regulation.gov.ru. А эта тема не менее актуальна, чем динамика цен на хлеб или сахар. И как тут не заметить, что многие разработчики этого перечня похороненных правовых актов уже губернаторы, полномочные представители, а теперь и спецпредставители по развитию.
Хронология создания и отмены нормативных правовых актов РФ
по энергоэффективности зданий, строений, сооружений
(список подготовлен М.Т. Семеновым,
СРО Ассоциация «Союз «Энергоэффективность» в области энергообследований)
- Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 мая 2010 г. № 262 «О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений”.
Министерство юстиции РФ не зарегистрировало данный приказ.
Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.10.2010 г. № 475 «Об отмене Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 мая 2010 г. N 262 «О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»
- Постановление Правительства РФ от 25.01.2011 г. № 18 (ред. от 20.05.2017) «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)
Документ утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.07.2020 № 1136.
С 1 января 2021 года действуют Правила и Требования, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.12.2020 г. № 2035.
- Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 08.04.2011 г. № 161«Об утверждении Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и Требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.05.2011 г. № 20810)
Окончание действия документа – 20.08.2016. Документ утратил силу в связи с изданием приказа Минстроя РФ от 06.06.2016 г. № 399/пр, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 10.08.2016).
- Приказ Минстроя России от 6 июня 2016 г. № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»
- Приказ Минстроя России от 17.11.2017 г. № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.03.2018 г. № 50492)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. № 2035 «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»
- Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»
Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2021 г. и действует до 1 марта 2027 г. и признает утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. № 2035 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (официальный интернет-портал правовой информации, 10 декабря 2020 г., № 0001202012100010).
Если формально «проект приказа разработан в целях обеспечения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде с исключением необходимости подтверждения нормируемых энергетических показателей с использованием инструментально-расчетных методов», то фактически для исключения необходимости подтверждения нормируемых энергетических показателей с использованием инструментально-расчетных методов. Соблюдение требований энергетической эффективности зданий всегда «немного напрягало» капиталистов-строителей. Теперь (с 1 марта) «неудобство» устранено.
Как придуманная «регуляторная гильотина», по которой отменены тысячи нормативных актов (ГОСТы, СНиПы, санитарные нормы), так и манипуляции с нормативными документами по энергоэффективности зданий, описанные в статье, всё это подчинено главной цели – увеличению прибыли капиталистов РФ.