Энергетика и санкции, 3 марта 2022

Что будет с энергетикой в условиях санкционного давления? Материал от 3 марта 2022 года, подготовлен в рамках Открытого интервью на портале «Энергетика и промышленность России» (видео ниже).

 

 

 

 

Мария СТЕПАНОВА,
Эксперт-бюро «ЭнергиаВита»

 

Очень неблагодарное дело сейчас давать комментарии, настолько все быстро меняется. Кажется, самые напряженные сейчас – те, кто хорошо информирован. Но если дать себе труд подумать, и есть воображение, тоже весьма тревожно. Однако наши суждения (в том числе ошибочные) быстро девальвируются: через 2 часа или завтра они уже могут не иметь такого смысла. Тем не менее, верю в силу общения – если поговорить, это всегда дает больше шансов.

 

«Горячая» стадия – не время строить планы

Сейчас, днем 3 марта 2022, «горячая» стадия острой турбулентности и максимальной неопределенности. Невозможно планировать, режим «сориентироваться и выжить», обеспечить функционирование нужных систем.

Непонятно пока, что с транзакционной инфраструктурой, рыночными связями. Поэтому ТЭК просит общесистемной поддержки, упрощения процедур. Задача – повысить скорость принятия и реализации решений.

Кибербезопасность становится особым риском. ТЭК – объекты критической информационной инфраструктуры (КИИ). Действуют соответствующие нормативные требования, проводились учения. Но понимаем, что кибербезопасноть – не бизнес энергетиков, строго говоря, в МЭИ этому не учили. Современный сложный мир не любит, когда мы ограничиваемся отраслями и специализациями, нужна междисциплинарность, это станет вызовом.

Пока тактика действовать по инерции для энергетики неплоха, т.е. обеспечивать текущую жизнедеятельность своих систем и следующих по цепочке.

 

Общесистемные риски

Через какое-то время, когда ситуация придет в новое динамическое равновесие, в новой «холодной» стадии придет время адаптироваться и строить планы.

В целом в экономике кратно возросли риски, от них страхуются низкой экономической активностью, дорогими деньгами, снижением горизонта планирования. А значит, дефицит инвестиций, конкуренция за них. Это особо проявится в коммунальной энергетике – можно ожидать еще более строгого регулирования тарифа, ЖКХ остается чувствительной сферой.

Высоки риски импортозависимости и недоступности ряда оборудования и компонентов – феномен cancel culture, которому нас подвергают, приводит к новым ограничениям доступа к технологиям, а значит, к сложностям с обновлением ПО, сервиса оборудования, техобслуживания и модернизации.

К сожалению, чем выше уровень автоматизации и цифровизации, тем больше труда потребуется, чтобы снизить эти риски. «Цифра», энергетическая гибкость и прочие прекрасные технологии созданы для хорошей жизни. Пока все будет упрощаться в пользу надежности – меньше удобства, больше безотказности. Сейчас надо будет проще и надежнее, не до сложных распределенных систем.

При этом та цифра и автоматизация, где мы не зависим от импорта, и где понятны эффекты, наоборот будет очень востребована.

 

Что будет с ESG в новых условиях

В «горячей» стадии точно не до ESG. Позже в новом равновесии – надеюсь, вернемся. Принципы ESG выражают гуманистические, общечеловеческие ценности, и для российских предприятий с высокой культурой управления эти принципы не новость – стремление к прозрачности, эффективности, забота о персонале, – они не сейчас и не с Запада появились.

Пока непонятно, что будет с государственным углеродным регулированием. Слышим о планах Минэнерго на очередной конкурс по ДПМ ВИЭ в сентябре. «Единая Россия» планирует партийную программу «Зеленая экономика». Однако стратегия социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов уже неактуальна хотя бы по причине планов на экономический рост, ее, как и подавляющее большинство плановых документов, надо будет пересматривать.

Пока мы живем в рынке, компонента Е (environment), подразумевающая декарбонизацию, подвержена рыночным рискам. Рынок зеленых проектов также движется деньгами, т.е. настроениями инвесторов. А они пока замерли, деньги дороги, горизонт планирования короткий. Компенсируют ли государственные инвестиции отток частных в зеленых проектах – вопрос оптимизма говорящего.

Тем не менее, свято верю, что каждый рубль сейчас надо вкладывать умнее, с большей отдачей, а энергоэффективные решения как раз такие.

При этом когда-то будет и третья, назовем ее «зеленая» стадия, когда объективно снова появится запрос и мотивация на демонстрацию ответственности бизнеса в самых разных проявлениях.

 

Новые перспективы для энергетики

Для повышения эффективности принятия и реализации решений в почти мобилизационных условиях увидим повышение централизации. Оптимистичный сценарий – повышение роли гражданских гос.органов, отобранных институтов развития и крупных госкорпораций, через которые будут приниматься решения и распределяться денежные потоки.

В части импортозамещения система ключевых игроков и их взаимосвязей сформирована, наверняка они будут скорректированы на новые условия, наверняка сюда будут вливаться новые государственные средства.

Все отрасли, не только ТЭК, сейчас будут смотреть на Китай и Ближний Восток с запросом на оборудование и решения, которые заменят подсанкционные.

Однако, уверена, неважно, рыночная мотивация или законы мобилизационного времени, увидим движение к оптимизации внутри – процессов, схем коммуникации и принятия решений.

Как внедренец и аудитор систем менеджмента, в первую очередь энергоменеджмента, вижу, как по-разному компании умеют использовать эти свои навыки. Сейчас как никогда нужна зрелая система корпоративного управления с быстрым метаболизмом.

 

Потенциал систем менеджмента и энергоменеджмента

Энергокомплекс надежен, и запас прочности есть. Но мир сложный, характеризуется новыми взаимной связностью и включенностью, которых не было, когда проектировались и строились существующие энергосистемы, это надо учитывать.

Потенциал системы энергоменеджмента можно использовать для адаптации к изменившимся условиям.

Во-первых, не дожидаясь конца года, заново проанализировать среду (контент организации), риски и возможности, а также интересы заинтересованных сторон (стейкхолдеров).

Во-вторых, для энергетиков ключевой компонент системы энергоменеджмента – энергетический анализ – поможет и здесь. Нужна ревизия, какими энергоресурсами управляем, насколько прозрачны их потоки, где потенциал навести больше порядка и снизить затраты. Причем сегодня все это поддерживается математическими методами, поэтому дает объективный результат. Хорошо, когда помогают цифровые инструменты – АСУ ТП и др.

Сегодня мы совмещаем консалтинг по энергоменеджменту с командными форматами работы с будущим – форсайтами или стратегическими сессиями. Такие практики могут быть полезны в компаниях и в стадии быстрой адаптации к новым условиям, когда реагировать надо быстро – они помогают и скорости принятия решений, и консолидации мнений и действий.

Но в целом, не надо жалеть усилий на подобную работу – хороший управленец и результаты его деятельности могут много и сэкономить, и заработать своей компании, в любых условиях.

Место энергетики в начале всех экономических цепочек означает, что в руках энергетиков серьезный рычаг. Как компании себя сконфигурируют в новых условиях, от этого будут зависеть дела у их потребителей, потребителей потребителей и всей экономики в целом.

 

 

Спасибо порталу “Энергетика и промышленность России” и главному редактор Валерию Преснякову за приглашение и возможность собрать мысли.

 

Больше материалов авторской колонки Марии Степановой

Share:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.