Минстрой России выступил с инициативой о включении расходов на цифровизацию в тарифы на тепло- и водоснабжение. Эксперт разбирает спорные моменты.
Начало истории в «Коммерсанте»
Константин БОРИСОВ,
Ведущий исследователь,
Центр энергоэффективности – XXI век
(ООО «ЦЭНЭФ-XXI»), к.т.н.
Пока по предложению Минстроя России по включению расходов на цифровизацию в тарифы на тепловую энергию и воду больше вопросов, чем ответов.
Общедомовые или индивидуальные?
Данное предложение по строительству и обслуживанию «цифровой инфраструктуры» предполагается распространить абсолютно на все приборы учета тепловой энергии и воды, без разделения на общедомовые и индивидуальные (ОДПУ и ИПУ)? То есть, установка «интеллектуальных приборов учета, умных датчиков, системы контроля» будет реализовываться только на уровне зданий (интеллектуальные ОДПУ)? Или, помимо этого, будет реализовываться еще и на уровне квартир жителей (интеллектуальные ИПУ)?
Если все же предложение Минстроя России затронет не только жилые здания, но и квартиры жителей, то просто страшно подумать какие финансовые затраты потребуется для этого. На установку в каждой квартире «умного» индивидуального счетчика холодной воды; «умного» индивидуального счетчика горячей воды; «умного» индивидуального счетчика по отоплению (при наличии технической возможности). Да еще с «умными» датчиками и системами контроля.
Такие затраты на создание и обслуживание «цифровой инфраструктуры, включая установку интеллектуальных приборов учета, умных датчиков и систем контроля» на уровне квартир не выдержит ни один тариф на тепловую энергию и воду, каким бы «резиновым» он ни был. И прирост платы будет гораздо выше уровня 3-6%.
Новые или эксплуатируемые?
Предложение Минстроя России предполагается распространить только на новые здания, которые будут проектироваться и вводиться в эксплуатацию или на существующие эксплуатируемые жилые, общественные и административные зданиях тоже? То есть, предполагается ли существующие работающие ОДПУ и ИПУ в эксплуатируемых зданиях одним росчерком пера заменить на «интеллектуальные приборы учета с умными датчиками и системами контроля»?
Каких финансовых затрат потребует такая замена, и в какие реальные сроки она может быть осуществлена для всех существующих эксплуатируемых жилых, общественных и административных зданий (год, два года, пятилетка, десятилетие)? Или вообще никогда?
А иначе, без действительного переоборудования эксплуатируемых зданий и замены существующих ОДПУ и ИПУ на «интеллектуальные приборы учета с умными датчиками и системами контроля», включение в тариф на тепловую энергию и воду расходов на строительство и обслуживание «цифровой инфраструктуры» будет просто незаконным обогащением теплоснабжающих и водоснабжающих организаций.
Технико-экономическое обоснование
Имеется ли технико-экономическое обоснование предложения Минстроя России, хотя бы на примере одного города с единой теплоснабжающей организацией (ЕТО) и водоснабжающей организацией (Водоканал)?
Пока ясно только одно, что нести все затраты на реализацию предложения будет потребитель через рост тарифов на тепловую энергию, а также горячую и холодную воду. Но как оцениваются эффекты (экономия тепловой энергии и воды, сокращение финансовых затрат на их оплату) непосредственно для жителей и других потребителей коммунальных ресурсов, для ЕТО и Водоканалов?
Пока не будет конкретного ТЭО с примерами расчетов для конкретных городов и ресурсоснабжающих организаций, трудно делать какие-либо определенные и однозначные выводы, насколько приемлемым или неприемлемым является предложение.
Важно рассмотреть эффекты для всех, кого рост тарифов может затронуть, а это не только жители и РСО, но и бюджетные потребители, и бизнес.
Другие экспертные мнения
Что характерно, подобные мнения высказывают и другие эксперты, например, Александр Евсеев, председатель Объединения советов домов Удмуртии, член Общественной палаты РФ.
Больше материалов по умному учету
Константин Борисов. Классы энергоэффективности зданий – комментарии к приказу Минстроя
Использовано фото Enrico Mantegazza