Якутия: для комплексных энергосервисных проектов потребуется изменить подход к работе с ними

В Якутске 12 октября 2021 года в очно-заочном формате прошел Межрегиональный форум “Внедрение и реализация комплексного энергосбережения на территории Республики Саха (Якутия)”.

Это первый форум такого масштаба, организованный республиканским региональным центром – ГАУ «Центр ЖКХ и повышения энергоэффективности Республики Саха (Якутия)» под эгидой Министерства ЖКХ и энергетики республики.

 

 

 

 

Мария СТЕПАНОВА,
Эксперт-бюро «ЭнергиаВита»

 

Форум состоял из двух частей – внутренней (республиканской дискуссионной панели «Внедрение энергосервиса на объектах бюджетной сферы») и внешней – межрегиональной сессии, посвященной вопросам внедрения комплексного энергосервиса, прошедший с привлечением федеральных экспертов и представителей других регионов.

Энергоэффективные мероприятия реализуются в рамках государственной республиканской программы «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020 – 2024 годы». В настоящее время разработан проект программы по повышению энергетической эффективности на 2024-27 и на период до 2032 года. Реализуется План основных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, создан уполномоченный орган, ведется доработка нормативно-правовой базы. Исполнителями программы являются практически все органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), и действительно, в работе форума приняли активное участие представители многих ведомств. Ключевым является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), чьим подведомственным учреждением является Центр ЖКХ и энергоэффективности, в форуме и предшествующих ему мероприятиях представители министерства и Центра приняли самое активное участие начиная с Министра ЖКХ и энергетики В.П. Емельянова, заместителя министра Д.С. Шувалова, руководителя Департамента коммунального комплекса, энергоэффективности и административной работы министерства В.К. Чана.

 

Со стороны уполномоченных органов республики Саха (Якутия) в дискуссиях на форуме также приняли участие первый заместитель председателя Государственного комитета по ценовой политике М.В. Лыкова, первый заместитель главы муниципального района «Сунтарский улус» Н.П. Александров, заместитель руководителя МКУ «СЭГХ» окружной администрации г. Якутска – главный энергетик С.Ю. Новиков, первый заместитель министра строительства республики Г.Г. Новикова, заместитель начальника отдела ГКУ «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» Н.Н. Гуляев, заместитель руководителя Департамента по вопросам МСУ Администрации Главы республики В.В. Птицын, ведущий специалист ГКУ «Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения Республики Саха (Якутия)» Б.А. Крылов, начальник проектного управления ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» И.Г. Львов, директор ГКУ «Агентство субсидий» С.Н. Захаров. заместитель руководителя Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) Т.В. Егорова.

 

Экспертами и участниками обсуждения стали также директор Национального центра энергоэффективности Е.М. Кваша, генеральный директор Ассоциации энергосервисных компаний – РАЭСКО А.В. Туликов, заместитель генерального директора РАЭСКО Р.Ф. Рахматуллин, директор СПб ГБУ «Центр энергосбережения» Т.В. Соколова, Президент Ассоциации «Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» Л.Ю. Питерский, эксперт по энергосберегающим проектов в бюджетной сфере и цифровизации Эксперт-бюро «ЭнергиаВита» А.А. Богатенков, директор Коми республиканского центра энергосбережения А.Ю. Чемашкин, председатель Союза энергосервисных компаний П.С. Карастелин, начальник отдела стратегических проектов Управления информатизации Белгородского технологического университета им. В.Г. Шухова Ю.А. Кошлич, генеральный директор АО «Теплоэнергосервис» М.М. Трофимов, генеральный директор ООО «Люкс-проект», член   попечительского   совета по капремонту МКД республики Саха (Якутия) С.Э. Климов, заместитель генерального директора УК ООО «Прометей+» Л.И. Кузьмина, руководитель Рабочей группы по энергосбережению, ответственный по энергосервису Северо-Восточного федерального университета Д.В. Холмогоров, Директор управления организации продаж регионального госсектора Байкальского банка Сбербанка А.С. Куликов, а также представители энергосервисных компаний – Н.В. Кудрявцева (ЭСКО-Профит), С.С. Попов (ЦЭРС), В.В. Сыромятников (Энергосберегающие технологии), И.А. Кузьмичев (Энергосбережение).

Модераторами дискуссий выступили, соответственно, О.Д. Васильева, заместитель директора Центра ЖКХ и повышения энергоэффективности Республики Саха (Якутия) и М.В.Степанова, директор Эксперт-бюро «ЭнергиаВита».

 

Федеральная повестка энергосервиса

Необходимо обратить внимание, что теперь госполитика увязывает мероприятия по повышению энергоэффективности с выполнением климатических целей, обратила внимание участников форума директор Национального центра энергоэффективности Е.М. Кваша. А значит, энергосберегающие проекты необходимо рассматривать и с точки зрения углеродного эффекта, а региональным центрам энергосбережения, возможно, наращивать свои компетенции в направлении углеродного мониторинга и регулирования. Это касается и энергосберегающих проектов в жилищном фонде, учитывая его значительный вклад в объем выбросов парниковых газов.

Проблемы правового регулирования энергосервисной деятельности в жилищном фонде на федеральном уровне резюмировал генеральный директор РАЭСКО А.В. Туликов:

1) отсутствуют нормативные требования к условиям энергосервисного договора, а также порядку определения его цены, что приводит к низкому доверию к данному инструменту со стороны жителей;

2) сохраняется правовая неопределенность относительно порядка принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении энергосервисных договоров;

3) также существует неопределенность относительно порядка взимания платы по энергосервисному договору, ее соотношению с платой за коммунальные услуги;

4) расходы граждан, получающих льготы и субсидии, возрастают при заключении энергосервисного договора;

5) отсутствует прямая обязанность собственников помещений в многоквартирном доме и нанимателей жилых помещений по договору социального найма по оплате энергосервисного договора.

При этом в Государственную Думу депутатами внесен законопроект, которым предложены комплексные изменения, устраняющие большую часть из указанных проблем.

Регионом-лидером по количеству заключенных энергосервисных договоров в МКД является Москва (более полутора тысяч контрактов), в том числе по причине наличия крупной городской управляющей компании. Есть примеры реализации данных договоров в Мурманской, Московской, Ивановской и некоторых других областях.

 

Специфика энергообеспечения республики

Якутия – самый большой по площади регион России, а ее столица город Якутск – единственный в мире город такого масштаба (более 300 тыс. человек населения), расположенный на вечной мерзлоте. Из 34 районов более десятка принадлежат к арктической зоне. При этом плотность населения низкая, спецификой республики являются удаленные изолированные поселения, доставка топлива для которых чрезвычайно долгий (до 2,5 лет для водного пути), сложный и дорогой процесс (доля транспортной составляющей превышает в ряде случаев 80%, а в среднем по республике – порядка 40% в конечной цене топлива).

В республике кроме алмазов добываются золото, платина, нефть, газ, уголь, уран.

Чтобы сохранить доступность ТЭР, правительство республики утверждает для потребителей доступный тариф, покрывая межтарифную разницу за счет субсидии, которая может достигать 95% от себестоимости тепловой энергии.

Для снижения расходов республиканского бюджета принимаются ряд мер – осуществляется переход на угольное топливо с собственных месторождений; заключены первые энергосервисные контракты на строительство гибридных солнечно-дизельных электростанций в удаленных поселениях, и этот опыт уже решено тиражировать; поставлена задача снижения энергопотребления в жилищном секторе.

Система классов энергетической эффективности жилых домов действует с точки зрения администрирования, однако не результативна – обрабатываются единичные заявки, и само наличие присвоенного класса ни к чему не ведет и никак не монетизируется.

Министерство строительства провело работу по реформированию Задания на проектирование и теперь обращает самое пристальное внимание на раздел по энергоэффективности в нем. Госкомцен республики предлагает такой инструмент как сохранение в тарифах у ресурсников средств за счет достигнутой экономии от выполненных энергосберегающих мероприятий за счет займа.

Регцентр энергосбережения – Центр ЖКХ и повышения энергоэффективности – ведет последовательную работу в целях реализации энергосберегающих мероприятий на различных уровнях. Источниками их финансирования для бюджетного сектора могут быть как собственные сметы учреждений, так и частные средства, в первую очередь в рамках энергосервисных контрактов.

В конце прошлого года в республике были приняты поправки в республиканский закон об энергосбережении, позволяющие при реализации энергосервиса в жилищном секторе из республиканского бюджета компенсировать недополученные доходы ЭСКО от категорий населения, имеющих льготные тарифы на оплату ЖКУ. Запланирована субсидия на приобретение «умных» приборов учета с автоматизированной передачей данных для МКД и бюджетных учреждений. Принято также постановление правительства Республики Саха (Якутия) №301, создающее условия для экономического стимулирования оптимизации расходов на коммунальные услуги от проводимых энергосберегающих мероприятий в государственных учреждениях республики – 100% полученной экономии будет оставаться в учреждениях до достижения установленных целевых уровней снижения энергопотребления. Центр рекомендует муниципальным образованиям принять аналогичные нормативно-правовые акты на своем уровне в части муниципальных учреждений. Подборка необходимых документов, в том числе разработанные специалистами Центра типовые формы энергосервисного договора и методические рекомендации по подготовке энергосервисных договоров государственными и муниципальными заказчиками размещены на сайте Центра.

 

Развитие энергосервиса в Республике Саха (Якутия)

В настоящее время в республике действует 420 энергосервисных контрактов в 24 муниципальных образованиях и городских округах, они охватывают 740 объектов и предполагают экономию порядка 4 млрд. рублей.

Энергосервисные проекты пока в подавляющем большинстве сконцентрированы в бюджетном секторе. Именно активным проведением мероприятий по повышению энергоэффективности республиканский Государственный комитет по ценовой политике объясняет заметное, на 25% к 2020 году, снижение полезного отпуска в этом секторе. В то же время, в жилищном секторе полезный отпуск, по данным Госкомцен, за год вырос на 7%, и это явный индикатор сохраняющегося потенциала энергосбережения. Аналогично, кратно растут и расходы потребителей жилищного сектора на ТЭР, а также расходы республиканского бюджета (за 11 лет рост составил 755 млн рублей), в отличие, например, от расходов местных и федерального бюджетов.

Учитывая огромную долю бюджетных затрат в виде субсидирования тарифов, правительство республики заинтересовано в наращивании активности по повышению энергоэффективности в секторе МКД.

Определенный опыт таких проектов в республике есть, в частности, в поселке Депутатский. Здесь энергосервисный контракт был заключен в 2013 году в отношении 22 многоквартирных домов. Исполнитель – АО «ЦЭРС»- вложил более 125 млн рублей в такие мероприятия как утепление фасадов, замена оконных и балконных блоков, монтаж систем автоматизированного погодного регулирования в узлах ввода зданий. Экономия коммунальных ресурсов за первые 3,5 года проекта составила 308 млн. рублей, удельный расход тепловой энергии снизился на 33% по сравнению с базовым значением.

Опыт реализации энергосервисных проектов в республике разнообразен, есть и проблемы – в ряде случаев со своими обязательствами не справлялся подрядчик, часть проектов ждут решения судов, по некоторым экономия составляет минимальную сумму, есть случаи конфликта интересов в рамках реализуемых договоров на этапе эксплуатации оборудования. Часть этих проблем может быть снята в рабочем порядке, однако в ряде случаев нужна совместная работа вовлеченных сторон с достижением общих договоренностей и иногда изменением НПА.

 

Переход к комплексным проектам энергосервиса

Однако учитывая особенности технологической схемы производства и потребления тепловой энергии, а также необходимость обеспечения заинтересованности всех сторон отношений, в настоящее время ставится задача переходить к комплексным энергосервисным проектам в жилищном секторе, которые затрагивали бы одновременно и генерирующие мощности, и сети, и конечных потребителей.

Пример комплексного энергосервисного проекта в республике тоже есть – это проект в Намской районе. Здесь было построено 5 новых модульных котельных и модернизировано 7 существующих, налажена диспетчеризация на всех, 2,4 км наружных теплосетей заменены на утепленные полимерные трубы подземной прокладки, проложено 1,2 км сетей водоснабжения; а также реализовано утепление фасадов зданий бюджетной сферы. В результате, например, в селе Аппаны удельный расход топлива снизился 5 кг на гигакалорию, кпд вырос с 80 до 89%, снизилась численность персонала и была повышена заработная плана, а тариф снизился на 15%.

Уполномоченные республиканские ведомства рассматривают комплексные проекты энергосервиса как максимально синергетичные и эффективные и нацелены на их активизацию. При этом необходимо решить ряд задач, в т.ч. наладить межведомственное взаимодействие, коммуникацию между всеми вовлеченными сторонами – РСО, УК, регуляторами, конечными потребителями, создать систему мотивации и привлечь квалифицированных и надежных инвесторов. По ходу придется решать и другие задачи, в частности, в зависимости от распределения ролей в проекте изменяется финансовый результат заинтересованность участников, например, осуществляет ли мероприятия на своей стороне сама РСО или сторонняя энергосервисная компания.

В рамках форума были представлены позиции разных сторон на комплексный энергосервис. Представители республиканских регулирующих ведомств, а также министерств-главных распорядителей бюджетных средств, администрации улусов продемонстрировали очень конструктивные подходы и готовность к развитию таких проектов. Энергосервисные компании высказывались осторожнее, ведь очевидно, что для комплексного энергосервиса требуется принципиально иная организация проектной работы, отличаются и риски.

 

Комплексные проекты энергосервиса – кто союзники?

Особый интерес представляет позиция ресурсников, она была представлена М.М. Трофимовым, генеральным директором АО «Теплоэнергосервис». РСО видит в таких проектах свою выгоду, в частности, за счет высвобождения части средств на дополнительную модернизацию производства, передачу энергии и снижение износа основных фондов. Мотивация РСО к энергосервисным проектам на своей стороне присутствует в виде нескольких положений: учета расходов на энергосберегающие мероприятия в рамках программ организаций в тарифе, либо, если расходы не были учтены в тарифе, – сохранения достигнутой экономии и невозможности ее исключения из НВВ на 5 лет и больше.

За последние годы АО «Теплоэнергосервис» удалось значительно снизить потери тепловой энергии и общий расход электроэнергии; тенденцию к снижению имеют и полезный отпуск тепловой энергии, и удельный расход топлива на ее производство.

М. Трофимов назвал позицию ресурсоснабжащей организации поиском союзников и предложил следующую раскладку интересов сторон:

  • потребитель: снижение потерь и объемов потребления ресурсов (узел ввода, прибор учета, АИТП, ремонт, модернизация внутренних инженерных систем отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции, утепление контура здания, переустройство быта и территории)
  • РСО: снижение расхода топлива за счет модернизации объектов генерации, тепловых сетей и сетей водоснабжения. Невозможность дальше снижать без проведения работ у потребителя.
  • город, поселение: снижение расхода топлива (либо замена вида топлива) на производство ресурсов, изменение топливного баланса территории.

Свое слово сказали и представители управляющих компаний. Основной барьер – отсутствие заинтересованности в энергосберегающих мероприятиях на стороне УК и собственников жилья.

 

Цифровизация в помощь энергосбережению в ЖКХ

Не вызывает сомнений, что цифровизация процессов энергосбережения может дать значительные эффекты. Эти возможности обсуждались на примере разработки Белгородского технологического университета им. Б.Г. Шухова – СУЭР – системы управления энергетическими ресурсами. Система действует в Белгородской области и в настоящее время пилотируется на объектах здравоохранения республики Саха (Якутия). Представитель разработчика, Ю.А. Кошлич, отметил перспективы электронной системы в части расширения функционала на жилищный сектор. Целями такой работы будут:

  • цифровизация бюджетных процессов и автоматизация выполнения требований действующих НПА в области управления энергосбережением
  • снижение квалификационных требований и непрофильной нагрузки как на сотрудников бюджетных учреждений, так и на представителей управляющих компаний, ТСЖ, собственников помещений в МКД
  • сокращение затрат на оплату коммунальных ресурсов и снижение бюджетной нагрузки как в части оплаты энергоресурсов, потребленных бюджетными учреждениями, так и в части субсидий населению

Среди проблем цифровизации процессов энергосбережения эксперты назвали несколько:

  • отсутствие достоверной информации о техническом состоянии и ресурсопотреблении как зданий бюджетных учреждений, так и, в еще большей степени, МКД
  • отсутствие оперативного контроля исполнения лимитов потребления ТЭР учреждениями и мониторинга потребления жилищного сектора
  • отсутствие гарантий качества исходных данных для электронной системы и ряд других

Им предстоит найти решение, поскольку автоматизированные информационные системы могут стать эффективным инструментом для принятия обоснованных решений и площадкой для встречи подрядчиков и исполнителей, в частности, по энергосервисным контрактам в МКД.

 

Итоги обсуждения

Анализ опыта энергосервисных контрактов, в том числе проведенная на форуме дискуссия позволяют подойти к определению основных барьеров и формированию списка первоочередных задач на пути запуска массового энергосервиса в МКД и проектов комплексного энергосервиса. В качестве таковых эксперты назвали, в том числе:

  • решение вопроса о компенсации недополученных доходов ЭСКО по причине льгот на оплату ЖКУ у определенных категорий граждан (принятие соответствующего законопроекта о внесении поправок в Жилищный кодекс и федеральный закон №261-ФЗ),
  • однозначное решение и снятие разночтений о необходимой доле собственников МКД, проголосовавших за энергосервисный договор,
  • необходимость продумать процедуры верификации результатов энергосервисных контрактов в части и методик, и привлекаемых к этому институтов, учитывая вопрос необходимости оплаты этой работы,
  • отсутствие пока цельного видения последовательности действий на уровне регионов (необходимость разработки дорожной карты развития энергосервиса в МКД в регионе с разделением ответственности, сроками и ресурсами),
  • необходимость определить, как и чьими силами проводятся обследования домов, а затем обработка полученной информации, и каковы критерии отбора МКД для реализации энергосервисных контрактов,
  • определиться, какой орган власти на региональном уровне будет уполномочен помогать проводить общие собрания собственников;
  • нужна дополнительная работа по популяризации энергосервисных договоров в жилищной сфере и разъяснение, информирование потенциальных заказчиков,
  • остро не хватает информационной базы о техническом состоянии МКД и их показателях энергопотребления (в планах Национального центра энергоэффективности апгрейд ГИС Энергоэффективность в будущем с тем, чтобы на ее площадке друг друга могли найти стороны энергосервисного контракта, однако сроки не уточняются),
  • энергосервисным компаниям нужен доступ к МКД для натурных обследований,
  • представители ЭСКО и муниципалитетов отметили, что ежегодно испытывают сложности по получению допуска приборов учета со стороны РСО
  • Запланировать обучение заказчиков закупок, заказчиков проектирования, заказчиков энергосервисных контрактов
  • И ряд других.

 

Назвали эксперты и возможности, актуальные для российских регионов:

  • использование льгот в случае установки энергоэффективного оборудования, установленных в соответствии с постановлением Правительства РФ №600; в случае принятия аналогичных положений в части республиканского бюджета это может улучшить финансовые показатели энергосберегающих проектов,
  • использование механизма инвестиционных контрактов наравне с энергосервисом,
  • привлечение региональных фондов капитального ремонта в качестве потенциальных заказчиков подобных проектов,
  • продолжение развития стратегии «управляемого сжатия» на стороне РСО, совместная разработка инструментария для этого,
  • потенциал «шаблонизации» документов для энергосервисных контрактов на уровне региона с учетом специфики их межведомственного согласования, что решается, с одной стороны, разработкой четких и прозрачных процедур, а с другой – их цифровизацией,
  • наращивание компетенций в таком специфическом виде деятельности как организация и проведение общих собраний собственников.

С учетом региональной специфики у республики есть уникальная возможность реализовать на практике энергосервис в жилищном фонде, несмотря на имеющиеся трудности, и шанс попытаться опробовать комплексный подход к энергосервису.

В развитие этих планов на форуме состоялась церемония заключения Соглашения о сотрудничестве между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) и Ассоциацией энергосервисных компаний – РАЭСКО, что также будет способствовать развитию энергосервиса, в том числе в жилищном секторе.

 

Резюме форума будет направлено всем участникам и в уполномоченные федеральные органы власти.

Видеозапись полного дня форума

 

Фото: Центр ЖКХ и повышения энергетической эффективности Республики Саха (Якутия)

Leave a Reply

Your email address will not be published.

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.