НДТ – ключ к энерго- и ресурсоэффективной модернизации и управлению углеродным следом

Актуальная повестка перехода на наилучшие доступные технологии (НДТ), изменения в нормативной базе, соотнесение показателей, нормируемых в справочниках НДТ, а также мероприятий, направленных на достижение этих показателей, с экологическими требованиями и появляющимися требованиями углеродного регулирования – все это обсуждали эксперты и представители бизнеса на съезде предприятий стекольной отрасли. Мероприятие носило название «Наилучшие доступные технологии, углеродная нейтальность и экономика замкнутого цикла» и прошло 3 декабря в городе Гусь-Хрустальный на площадке предприятия «Красное эхо» и было организовано Центром экологической промышленной политики Минпромторга России при поддержке Союза стекольных предприятий, Ассоциации производителей стеклянной тары, ООО «Красное Эхо», GIZ GmbH (Немецкое общество по международному сотрудничеству) и Эксперт-бюро «ЭнергиаВита».

ЭнергиаВита приводит конспект с наиболее интересными тезисами.

Согласно стратегии социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов, энергопереход – фактор внешней среды для России, с которым надо считаться, и к которому адаптироваться.

И, как не раз уже звучало от самых разных представителей Правительства, начиная от вице-премьера А.Р.Белоусова, зам.министра экономического развития И.Торосова и других, НДТ – уже готовый, действующий, первейший инструмент российской климатической политики как с уровня регуляторов, так и с уровня промышленных предприятий.

Используем в этой публикации слайды Татьяны Гусевой, заместителя директора Центра экологической промышленной политики Минпромторга России. Так, отраслевая разбивка в части генерации добавленной стоимости и выбросов парниковых газов выглядит следующим образом.

 

 

Если изначально информационно-технические справочники НДТ (ИТС первого поколения) содержат показатели эмиссий загрязняющих веществ, то при актуализации второе поколение справочников начинают уже содержать показатели ресурсоэффективности производства, а дальше дело за тем, чтобы отраслевые ИТС содержали уже индикативные показатели углеродоемкости для отраслей и основных видов продукции.

В любом случае неверно думать, что переход на НДТ, хоть и является условием выдачи комплексного экологического разрешения (КЭР) – это мероприятия «на конце трубы», т.е. он не ограничивается мерами по очистке/улавливанию выбросов и сбросов. Цель НДТ шире – это технологическая модернизация промышленности и энергетики для повышения энергоресурсоэффективности. Действительно, переход на НДТ и в целом постоянная модернизация производства в целевом сценарии приводит и к выполнению показателей технологического нормирования и получению КЭР, и к снижению выбросов-сбросов-образования отходов, и к росту энергоэффективности, т.е. лучшей конкурентоспособности по себестоимости, и к снижению выбросов парниковых газов, регулирование которых появляется в России, а ожидаемый рынок углеродных единиц создаст дополнительные экономические стимулы.

Если рассмотреть производство как процесс, то на его входах – сырье, энергоресурсы (а также информация, человеческий труд и т.д.), а на выходах – готовая продукция, выбросы, сбросы, отходы, потери, а также эмиссия парниковых газов. И эффективность этой системы описывается в первую очередь соотношением выходов и входов, т.е. показателями энерго- и ресурсоэффективности.

Углеродоёмкость – в первом приближении – можно считать универсальным показателем ресурсоёмкости производства (энерго- и материалоёмкости). Удельные показатели нужны для постановки целей от уровня отдельной установки до уровня отрасли. Бенчмарки можно использовать для стимулирования снижения удельных выбросов парниковых газов.

 

 

Еще один важнейший тезис – парниковые газы – это не загрязняющие вещества. Поэтому при разработке госрегулирования было бы неправильно ограничивать СО2 и другие парниковые газы, это стало бы мерой подавления предприятий и экономики, целесообразным выглядит поощрять лучших. При этом показатели выбросов парниковых газов должны получаться расчетными методами из понимания происходящих процессов того же сжигания топлива, и не надо обвешивать все производства датчиками, измеряющими СО2 и другие газы.

Мы с коллегами провели в аудитории опрос. Из двух вариантов, за что стекольные предприятия предпочтут платить – пограничный углеродный налог ЕС (уже в обозримом будущем) либо за модернизацию своего производства (хотя практически нет жестких требований к этому в настоящее время) 100% ответивших выбрали инвестиции в собственное производство. Однако насколько это лукавство, время покажет. Вторым вопросом мы выясняли, какие меры стекольные предпрития видят приоритетными для повышения энерго- и ресурсоэффективности.

 

 

Пример мониторинга отрасли (производство тарного стекла) в ЕС показывает, что в результате многолетних системных мер удалось достичь реального декаплинга, т.е. разделить, сделать разнонаправленными две тенденции – рост производства с одной стороны и снижения энергопотребления и эмиссий СО, с другой.

 

Что касается мер государственной поддержки, эксперты назвали:

  • компенсация затрат на выплату купонного дохода по облигациям или процентов по зеленым кредитам, взятым на внедрение НДТ или зеленых проектов
  • льготные займы на внедрение НДТ, предоставляемые Фондом развития промышленности
  • ждем рынка углеродных единиц, чтобы те предприятия, кто реализует климатические проекты (имеющие эффектом снижение выбросов парниковых газов) могли монетизировать свои усилия

Коллеги остановились и на разъяснении европейской Зеленой сделки и механизма пограничного углеродного регулирования (CBAM).

Процитируем буквально один из слайдов. Низкоуглеродное развитие и «Зелёная сделка»: основные риски для России:

  • Ограничение рынков сбыта традиционных российских товаров и услуг
  • Ослабление геополитической роли энергетического фактора и геополитического влияния России
  • Обесценивание неамортизированных топливных активов и падение рыночных котировок акций ведущих российских компаний ТЭК
  • Ужесточение конкуренции поставщиков на топливных рынках, условия на которых диктует потребитель
  • Снижение конкурентоспособности российских товаров и услуг по причине сохранения низкой энергоэффективности и возможного введения таможенных барьеров на ввоз товаров с высоким «углеродным следом»
  • Сохранение или углубление технологического отставания
  • Невозможность встраивания в глобальные цепочки создания стоимости на быстрорастущих рынках новейшей наукоемкой продукции
  • Репутационные риски, связанные с восприятием России как страны, отстающей от общемировых тенденций низкоуглеродного развития
  • Риски неприятия общественностью и потребителями многих стран продукции с высоким «углеродным следом»
  • Макроэкономические риски, интегрирующие эффекты перечисленных выше рисков, а также ограничения доступа к финансовым ресурсам «зеленеющего» финансового рынка

 

 

 

 

Резюме

Энергопереход требует значительного повышения ресурсной (прежде всего – энергетической) эффективности реального сектора экономики.

Наилучшие доступные технологии рассматриваются как инструмент повышения ресурсной эффективности, сокращения негативного воздействия на окружающую среду и ограничения выбросов парниковых газов.

Информационно-технические справочники 1-го поколения (выбросы и сбросы загрязняющих веществ) постепенно сменяются справочниками второго поколения (ресурсная эффективность) и третьего (углеродоёмкость продукции). При актуализации ИТС 5 второе и третье поколение могут быть «объединены».

Парниковые газы  не загрязняющие вещества, показатели могут быть только индикативными, они не должны включаться в комплексные экологические разрешения.

Для установления обоснованных технологических и индикативных показателей необходимо провести бенчмаркинг (по подотраслям). Чем раньше, тем лучше.

Индикативные показатели могут использоваться для:

  • установления целевых показателей углеродоёмкости (по отраслям);
  • для определения национальных бенчмарков в рамках оазвития системы углеродных налогов и / или квот;
  • для обоснования проектов, претендующих на «зелёное» финансирование;
  • для упрочения переговорной позиции России по углеродной / климатической тематике.

 

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.